Орловская искра № 25 от 5 июля 2019 года
Показатель «люди» в графе отсутствует…
4 июля в МУП «ТТП» было горячо. И жар этот был не технического свойства — руководитель предприятия А. Я. Коровин и начальники подразделений (тех. директор, директор по экономике, главбух и проч.) делились с журналистами своей точкой зрения на результаты проверки, прошедшей недавно в трамвайно-троллейбусном парке. Контрольно-счетная палата, как известно, нашла в МУПе огромное количество нарушений, злоупотреблений и разного рода неправильностей, по сути, придя к выводу, что предприятие управляется неэффективно, расходы, отпущенные на эти цели, избыточны, штаты раздуты, а бухгалтерия неверна, после чего акт проверки оперативно был слит в СМИ.
Результаты, если принимать их за чистую монету, вызывают шок. Поэтому, начав пресс-конференцию, «главный виноватый» А. Я. Коровин, прежде всего, извинился перед журналистами, сказав, что должен был предвидеть подобный ход событий, а он наивно положился на чужую порядочность. «Порядочности же оказалось ноль…». Была названа и фамилия человека, столь абсолютно (в математическом выражении) разочаровавшего гендиректора орловского трамвайно-троллейбусного предприятия. Леонид Семенович Музалевский — председатель областного Совета народных депутатов и секретарь регионального отделения «Единой России». Об этом позже, в заявлении самого коллектива.
А пока о некоторых особенностях самой проверки, с точки зрения специалистов-транспортников.
Они были предельно корректны, но порой с трудом сдерживали смех или негодование, комментируя акт КСП. Слова «ложь» и «фальсификация» малоинформативны, поэтому несколько примеров. Одна из выступавших заметила, что проверяющие, судя по их вопросам, не имеют ни малейшего представления о специфике работы электрического транспорта. Дело доходило до того, что сотрудников ТТП спросили: «А что — трамваи тоже питаются от электричества?». В это трудно было бы поверить (в такой уровень квалификации), однако главный бухгалтер, комментируя «претензии» к своему участку работы, показала расчет КСП, в котором остаток на счету, то есть величина безусловно положительная, получила в результате вычислений проверяющей знак «минус». Бухгалтер с многолетним стажем рассказывала это как анекдот. Такого не может быть в принципе, но вот случилось, смотрите… Ни одна таблица, по ее словам, не была заполнена проверяющей правильно.
Общее мнение специалистов предприятия — пришедшие к ним сотрудники (точнее, сотрудницы) Контрольно-счетной палаты не знают или не хотят знать о существовании методик и пользуются собственными формулами, которые ставят в тупик и смешат профессионалов своей нелепостью. Подобное может происходить только в том случае, когда выводы и результаты проверки заказаны. Об этом на пресс-конференции говорили не таясь, без фигур умолчания.
Теперь обещанное «Заявление… коллектива МУП «ТТП» по поводу опубликованных в печати результатов проверки предприятия» с некоторой стилистической правкой и сокращениями, вызванными эмоциональностью авторов.
«Мы вынуждены представить свою позицию по поводу тенденциозных результатов проверки муниципального предприятия электротранспорта представителями контрольно-счетной палаты. Свои разногласия с результатами проверки мы обстоятельно изложили… и направили обратно проверяющим. Параллельно мы будем отстаивать свою позицию в арбитражном суде, доказывая, что проверка была заказной и некомпетентной…
А теперь о том, чем она была инспирирована и зачем понадобилась большим начальникам в региональной власти. Орловские СМИ неоднократно… писали о недавнем конфликте между областными чиновниками, партийными бонзами и профсоюзным комитетом нашего предприятия, закончившемся по инициативе гендиректора А. Я. Коровина примирительной встречей коллектива ТТП с секретарем регионального отделения партии «Единая Россия» и по совместительству председателем областного парламента Л. С. Музалевским.
Высокое начальство было недовольно, что профсоюз по поручению коллектива работников электротранспортного предприятия обратился к президенту Путину, премьер-министру Медведеву и главе Совета Федерации Матвиенко с проблемами и поиском их решений, минуя «мудрые» областные инстанции. Поскольку после окончания этого конфликта ничего из обещанного представителями региональной власти сделано не было, профсоюзный комитет предприятия вознамерился вновь «побеспокоить» региональные и федеральные органы. Были отправлены новые обращения и потребованы не общие слова, а конкретные предложения. Параллельно профсоюз провел некоторые местные политические акции, как-то: коллективные походы в мэрию и городскую администрацию, отлавливание чиновников «на порожках». Некоторым было неприятно, а кто-то — как зам. мэра Негин — в лицо представителям коллектива заявил, что предприятие с его проблемами, все эти трамваи и троллейбусы городу не нужны.
После всего этого властью и было принято «соломоново» решение — приструнить МУП «ТТП» с помощью контрольно-счетной палаты, немного «покошмарить» неуемных правдоискателей. Тем самым убивалось сразу два зайца: скомпрометировать профсоюз и руководство муниципального предприятия в глазах общественности и самого коллектива, после чего на дальнейшие обращения трудящихся в какие бы то ни было инстанции отвечать местным чиновникам уже было чем — результатами подтасованных проверок КСП.
Кстати, уже есть документ, подготовленный с помощью этой уловки. Это ответ коллективу представителя высшего политсовета партии «Единая Россия» Александра Борисова, где он транслирует некомпетентное мнение о том, что для решения проблем предприятия требуется очередная оптимизация численности ИТР с 935 до 450 человек! Сообщаем, что сейчас в МУП «ТТП» по штатному расписанию работает всего 738 человек вместе с ИТР, водителями, слесарями, путейцами и т. д. Кого сокращать, если по нормативам, утвержденным для работников ЕЭТ приказом департамента Минтранса, на имеющееся 132 единицы транспорта должно быть 1439 человек персонала?!
О всех перипетиях нынешнего противостояния с несправедливостью и тенденциозным отношением к заслуженному коллективу мы намерены сообщать в специальных бюллетенях посредством массовой рассылки во все ответственные редакции на городском, региональном и федеральном уровнях.
Коллектив МУП «ТТП» обратился к президенту, в Совет Федерации, к председателю правительства, в партию «Единая Россия», сообщив, что предприятие из-за бездействия властей преднамеренно ведется к банкротству, а впоследствии к ликвидации.
Наши обращения были перенаправлены в область, и спустя некоторое время г-н Музалевский вынужден был встретиться с коллективом, где обещал поддержку предприятию и нашему руководителю. И буквально на следующий день была направлена проверка КСП города и области, в результате которой был «состряпан фальсификат».
Данная комиссия не принимала во внимание документацию и пояснения специалистов предприятия, а работала для «искажения данных» с целью опорочить честь предприятия и его работников.
Например, указано, что экономически необоснованна численность штата, хотя фактически численность рассчитана гораздо ниже отраслевых нормативов и по сравнению с 2016 г. снизилась на 265 чел.
Что касается службы сбора выручки, где якобы работают 44 человека, которые «только считают выручку, несмотря на наличие счетных машин», то на самом деле во всей службе занято 34 человека! Это все, включая руководителя, бухгалтера, линейных контролеров, а не только кассиров по пересчету денежных средств. Фактически кассиров по приему выручки от кондукторов — только 14 человек. И это учитывая круглосуточный режим работы!
Комиссией неправильно рассчитан норматив штатной численности работников фельдшерского здравпункта.
Предприятием были предоставлены все документы и объяснения по данному вопросу, которые были проигнорированы.
В неэффективные расходы отнесли даже содержание теплоходов, несмотря на то, что предприятие на протяжении 45 лет содержало их, не получая на это ни копейки финансирования из бюджета.
Из-за отсутствия городского и областного финансирования участка теплоходов, для стабилизации работы предприятия в 2017 году было принято решение участок теплоходов закрыть.
В соответствии с приказом предприятия № 612 от 14 апреля 2017 года, 26 июня 2017 года участок был закрыт, а штатные единицы сокращены.
Наши неоднократные обращения к главе администрации и мэру города по вопросу изъятия участка теплоходов и имущества теплоходов из производственной деятельности предприятия оставлены без исполнения, поэтому предприятие до настоящего времени несет расходы по сохранности имущества теплоходов, которые не компенсируются. Власть бездействует, и вины предприятия в этом нет.
Выводы, что содержание строительно-ремонтной службы неэффективно, не соответствует действительности. Служба состоит из 8 ремонтников, которые ведут ремонт кровли, смотровых канав трамвайного и троллейбусного депо и других хозяйственных построек без затрат на привлечение сторонних организаций.
Комиссия некорректно сделала заключение о том, что премии выплачены работникам профсоюза, хотя предприятие выплачивает премии всем работникам предприятия согласно Положению и Коллективному договору. Положение разработано в целях материального стимулирования работников предприятия.
Согласно Коллективному договору 8.1.11 на 2016-2018г. и 8.1.9 на 2018-2021г. предприятие производило отчисления на культурно-массовую работу в размере 0,5% и 0,4% соответственно.
Конкретный размер поощрения определяется администрацией предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом по предложению руководителя соответствующей службы.
Материальная помощь и единовременные выплаты (в связи со смертью близких родственников, на лечение и с тяжелым материальным положением) работникам определяются администрацией предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом по заявлению работника.
Полученные средства от взносов профком ежегодно расходует на приобретение новогодних подарков для детей работников предприятия в возрасте до 14 лет включительно. Кроме того, из этих средств оплачиваются новогодние спектакли, утренники для детей работников ТТП.
Проводится чествование ветеранов. Из средств на культурно-массовые мероприятия приобретаются цветы, корзины на возложение к памятникам к памятным датам.
Профсоюзный комитет — орган коллегиальный. Все выплаты обсуждаются, согласовываются и утверждаются на заседании профкома.
Предъявленные обвинения являются необоснованными. Комиссии были предложены документы для изучения, однако данные документы были умышленно проигнорированы. И детальному анализу данный вопрос не подвергался.
Рост кредиторской задолженности, больший размер которой составляет долг по электроэнергии, обусловлен недостатком финансирования из бюджета. В частности, долг регионального бюджета только по компенсации до установленного тарифа, начиная с июля 2014 года составляет 105 млн. руб., и предприятие по возмещению этих долгов обращалось в суд, однако под давлением властей рассмотрение было приостановлено.
Бюджетное финансирование нашего предприятия из года в год планируется по «остаточному принципу» и не покрывает экономически обоснованных расходов. Из-за недостатка финансирования предприятие не может отремонтировать подвижной состав. Свидетельство тому — под забором стоят 30 троллейбусов без автошин и столько же трамваев без бандажей.
Мировая практика экономики предприятий горэлектротранспорта говорит о том, что все предприятия планово-убыточные и никак не покрывают расходы своими доходами. Таким образом, все аналогичные предприятия являются дотационными.
Показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия снижаются из-за увольнения водителей, отсутствия средств на приобретение запасных частей и материалов.
План капитальных ремонтов выполнен. Капитальные ремонты планируются предприятием самостоятельно, согласно выполненному пробегу и наличию запасных частей и материалов, поэтому невыполнения планов быть не может.
Показатель «расходы предприятия без субсидий» на 1 пассажира являются некорректными, такого «показателя» в экономике транспортных предприятий нет…».
Ну, и так далее. Заявление не отражает большей части того, что было сказано на пресс-конференции, и даже малой части всех проблем пока еще действующего муниципального предприятия, перевозящего людей в комфортных для них условиях.
А вот этот показатель — «люди», похоже, никого во власти уже не интересует. В самом деле, к чему морока с вместительными, ходящими строго по расписанию, но дотационными трамваями и троллейбусами? Довести предприятие до банкротства — и нет проблем. Бюджету — облегчение, маршруткам — дополнительный доход. Люди? Да кого они сегодня волнуют?
А. Я. Коровин заметил в конце пресс-конференции, что цель тех, кто направляет проверки, состоящие из людей, которые фигурально выражаясь, не могут отличить болт от гайки, — понятна. В Орле уничтожили много муниципальных предприятий, «кому-то не терпится повесить траурный венок и на ворота ТТП».
Возможно также, дело и в том, что инициаторам проверок не нравится лично А. Я. Коровин. Гендиректор МУПа сообщил, что если, по чьему-то мнению, он, А. Я. Коровин, слишком стар для своей должности, он уйдет с неё хоть завтра. Но прежде разберется со всей этой историей, где проигравшей стороной уже назначены муниципальные трамваи, троллейбусы и весь коллектив предприятия.
Сергей Заруднев.