Орловская искра № 9 (1278) от 11 марта 2022 года
Постоим на остановке?
По имеющейся у Росстата информации среднестатистический житель российского города осуществляет в месяц примерно 17 поездок общественным транспортом, затрачивая при этом на переезд около 43 минут, а на ожидание транспорта 12 минут.
Давайте узнаем, насколько такое ожидание является удобным и безопасным, пройдем по городским улицам областного центра и посмотрим, как выглядят остановочные павильоны.
Полгода назад в нашем городе появились «умные» остановки — здесь можно узнать о времени появления нужного автобуса, температуру воздуха, есть тревожная кнопка спасателей 112, видеокамера и голосовое оповещение о прибытии транспорта.
Всё это хорошо, но не следует забывать, что каждый остановочный павильон согласно п. 2.8. Постановления администрации г. Орла от 28.11.2013 года № 5391 «Об утверждении положения об остановочных пунктах общественного пассажирского транспорта в городе Орле» должен содержать следующие обязательные элементы: остановочную площадку, посадочную площадку, заездной «карман», боковую разделительную полосу, тротуары и пешеходные дорожки, павильон ожидания закрытый или открытый (навес), урны для мусора, скамейки, освещение, пешеходный переход, дорожные знаки, ограждения, информационные табло с расписанием. В данном постановлении есть ключевое слово — «должны», и других вариантов просто не предусмотрено.
А все ли места для остановок общественного транспорта соответствуют этим требованиям? Сейчас в областном центре нет общего дизайна павильонов, здесь царит микс из разных времен, материалов и цветов.
80—90-е оставили нам в наследство кирпичные сооружения, которые оказались на редкость долговечными. Типичная городская остановка тех лет имеет по обычаю продуктовый ларек. Еесли кто забыл, то в 90-е там можно было отовариться в любое время суток не только лимонадом, но и высокоградусным напитком.
В некоторых павильонах еще сохранилось некоторое подобие телефонной будки, конечно, без аппарата. Поскольку теперь почти у каждого россиянина есть персональная трубка, а то и две-три, то уличные аппараты стали анахронизмом.
Рядом с остановкой иногда можно увидеть киоск с печатной продукцией или цветами. Вместо ушедших в небытие урн — коробки или ёмкости из-под строительных материалов. А что, так даже удобно, мыть не надо, а после использования можно без сожаления выкинуть импровизированный контейнер вместе с содержимым.
Стены сплошь заклеиваются рекламными объявлениями, которые регулярно срываются, но заметные следы от клея и бумаги остаются. От этого павильоны принимают совершенно облезлый вид.
Если на остановке или возле неё расположен мясной ларек, то наличие стаи бродячих собак там гарантировано. От дождя, снега и ветра животные скрываются под навесом, сердобольные продавцы обеспечивают псин не только продуктами питания, но и отслужившими свое ящиками для спокойного отдыха. Лежбища четвероногих можно обнаружить и под сиденьями павильонов. Но на такие лавки опасно присесть или поставить тяжелую сумку с продуктами — одновременно может пострадать и пятая точка, и купленная еда.
В очередной мой поход по городу в разных его местах на грязных лавках остановочных павильонов аккуратными стопками была разложена миссионерская литература. Изредка кто-нибудь из любопытства открывал брошюру и вскоре клал обратно.
На старых остановках кое-где еще присутствуют информационные табло с расписанием автобусов и даже указан интервал их движения. Однако здесь тоже есть одно «но», информация зачастую неактуальна — номера маршрутов часто меняются.
Возле новеньких павильонов таких указателей нет ни в электронном виде, ни в печатном. Поэтому если вы попали в незнакомый район, сориентироваться будет трудно.
Самые страшные и ужасные остановочные павильоны ждут пассажиров в так называемых медвежьих углах — на конечных пунктах. Характерный пример — остановка на ул. Часовой (Советский район) — грязная, убогая металлическая развалюха, на которой с краю висит новый почтовый ящик, а чуть выше — расписание маршрута № 1 в рабочие дни в микрорайоне Половец, который находится в Заводском районе…
Улица Веселая. Остановку здесь недавно переименовали в «Парк Победы», но название существует только в виде бумажного постановления городской администрации, так как сведения об этом на местности отсутствуют.
Идем дальше. В районе «Веселой слободы» в последние годы произошли необратимые изменения — вместо закрывшихся заводских корпусов появились новые сетевые эконом-маркеты. Но вид остановочного павильона не менее удручающий, чем в предыдущем случае — каракули на стенах, грязные скамейки, поржавевший металлический каркас, рамы без единого стекла — строение, открытое всем ветрам.
Середина дня — на остановке пусто и автобусы проносятся мимо, не останавливаясь. Между тем дорожный знак имеется, при этом он еще служит и не по своему прямому назначению, так как является рекламным указателем для местных ремесленников.
Чем дальше от центра города, тем хуже благоустройство. Коммунальщики решили, наконец, в конце зимы убрать снег с проезжей части, в результате снежная масса оказалась на тротуаре, в том числе и на посадочной площадке. Когда придет черед чистки тротуаров, грязь переместится обратно на дорогу. Таким образом, круговорот снега в городе должен закончиться только с приходом настоящей весны. И если сейчас рядом с посадочными площадками снег, то будут лужи.
Еще одна конечная остановка в упадочном стиле расположена на улице М. Горького. Здесь останавливается только троллейбус. С закрытием торговой точки закончилась жизнь и остановочного павильона. Года полтора назад один депутат, поменявший областной округ на городской и обратно, похвалился в своем отчете, что осуществил ремонт павильона, правда, в чем состояли ремонтные работы, установить не удалось. Очевидно, что побороть изнутри глубочайший кризис, в котором, по его мнению, находится областной центр, народному избраннику не удалось даже в отдельно взятом округе.
Совсем недавно стены строения поменяли яркий канареечный цвет на мрачный коричневый, но не изменили сути происходящего — дряхлеющая конструкция не превратилась в современную и комфортную постройку. Кроме того, спуск к посадочной площадке не чистился, похоже, всю зиму, тут без риска для здоровья можно спуститься только на «ватрушке».
Еще одно интересное открытие. Отраслевой стандарт «Автобусные остановки на автомобильных дорогах» не допускает размещения в помещении или на площади автопавильона торговых киосков, кроме того, элементы автобусной остановки не следует использовать для размещения рекламы.
Остановка и без рекламы? Где это видано? Остановочные павильоны как раз для этих целей и используют — это еще один вид успешного бизнеса. Например, одна из рекламных компаний, у которой в партнерах значится администрация г. Орла, на своем сайте указывает и цену размещения 5 100 рублей в месяц за одну поверхность. Только есть один нюанс — минимальное количество для размещения — 5 поверхностей плюс 1 600 рублей за создание 1 рекламного материала.
Кстати, благодаря рекламным продуктам можно узнать о новых музейных экспозициях, концертах, воспользоваться услугами строительной бригады, а также найти работу с космической для областного центра зарплатой в 100—170 тысяч, правда, не в Орловской области, а на Ямале.
А теперь с помощью сайта 57.bas.ru посмотрим, насколько регулярно ходит городской общественный транспорт, и есть ли вероятность за 12 минут уехать в нужную сторону.
Для эксперимента выбираю самый тяжелый день недели — понедельник, часы пик — утро с 8 до 9 и вечер — 17.30. На открытой страничке сайта красные кружочки автобусов, словно жуки, медленно ползут по экрану, тормозя на остановках и у светофоров. Итак, утром в понедельник на линию вышло 145 транспортных единиц, чуть меньше работало в вечернее время — 125. Чего не скажешь о вечере выходных дней. После 20.00 — некоторые автобусы и вовсе не вышли на маршрут. Хорошо, что на выручку иногда придут маршрутки с трехзначными номерами.
Интересное наблюдение можно сделать и после 23.00 часов, в один из вечеров замечаю, что на весь город осталось 2 троллейбуса, 2 трамвая, 2 автобуса, правда, при ближайшем рассмотрении оказалось, что из двух автобусов только один работает на линии, другой стоит где-то во дворе, и водитель просто забыл выключить спутниковую систему слежения.
К этому я добавлю, что в п.п.3.4 Правил благоустройства города Орла четко записано, что «автобусы, троллейбусы, трамваи, автомобили и другие транспортные средства должны передвигаться по улично-дорожной сети города Орла в чистом виде». Данное требование часто не соблюдается. А что мы хотим, если у нас грязные дороги и полно ям на проезжей части, поэтому и транспортные средства заляпаны по самую крышу.
В заключение статьи хочу внести предложение. У нас в городе существует несколько организаций, которые постоянно посещаются жителями сельских районов. Это, в основном, областные медицинские учреждения.
Например, выйдя из консультационной поликлиники областной больницы, пациенты находятся в полной прострации и не знают, в каком направлении следует идти до ближайшей остановки. Поэтому в многолюдных местах (возле клиник, музеев, парков) хорошо бы установить информационные столбы, по типу московских, с указанием остановок, а в самих автопавильонах — схемы маршрутов общественного транспорта.
Городским властям есть еще к чему стремиться.
Елена Боровская.
Член Орловского городского
Совета сторонников КПРФ.