Орловская искра № 18 (1337) от 26 мая 2023 года
Правовые тонкости «мусорной реформы»
Верхи не могут, низы не хотят
«С начала 2023 года в городе Орле собрано и доставлено на территорию МСК АО «ЭкоСити» 39,22 т отходов, собранных из синих контейнеров с маркировкой «Для сухих отходов», — сообщает ООО «Зеленая роща». Если учесть, что еще недавно за неполный год Орел выбрасывал более 200 т мусора, то можно сделать вывод: с раздельным сбором ТКО у нас проблемы. А если вспомнить, что синие контейнеры по существу стали лишь дополнительными емкостями для сбора отходов, то из 39 тонн следует вычесть еще какую-то долю «не сухих» отходов, попавших в синие контейнеры по халатности или недоразумению, и тогда картина раздельного сбора и вовсе станет удручающей.
Выходит, Орел так и не понял, чем синие контейнеры отличаются от зеленых. Администрация города уже не раз отчиталась перед депутатами горсовета: разъяснительная работа-де идет в школах и даже в детских садах, выпущены и распространены листовки с соответствующей информацией. Но чтобы дошло до каждого, денег, видимо, не хватает. Во всяком случае на последнем майском заседании комитета горсовета по проблемам ЖКХ представитель администрации прямо сказала, что на размещение наглядной пояснительной информации на самих контейнерах (в виде рисунков) денег у власти нет.
Сбор ТКО осложняется и проблемой площадок под контейнеры. Для синих их вообще нет. Емкости для раздельного сбора сиротливо теснятся возле существующих площадок, где им просто нет места. Перевозчики мусора говорят чиновникам: уберите часть зеленых контейнеров и поставьте на их место синие — тогда дело пойдет, потому что иначе синие в дополнительном количестве — это просто лишний объем, который провоцирует беспорядочное заполнение.
Но синих контейнеров закупили много, зеленые тоже девать некуда, кроме как выставить в местах сбора ТКО, и все остается по-прежнему, что называется, кидай — не хочу. К тому же синие оказались хлипче своих зеленых собратьев: у них легко подламываются «шасси». И чтобы потом не мучиться с бесколёсными калеками, перевозчики их переворачивают после разгрузки, перекрывая таким образом «путь прогрессу», то есть раздельному сбору ТКО. Но тут винить перевозчиков даже у депутатов рука не поднимается.
Администрация города активно мониторит город: выясняет, где и как нужно строить новые или ремонтировать существующие контейнерные площадки. Тем более, что в Орле второй год реализуется целевая программа под названием «Обустройство мест накопления твердых коммунальных отходов…». На текущий 2023 год предусмотрена сумма в 2,7 миллиона рублей. На эти деньги должны быть куплены 9 бункеров для мусора, обустроено 40 площадок по 29 адресам, в том числе 6, где будет предусмотрены места для сбора крупногабаритных отходов — старой мебели, например, и еще 11 специальных площадок для КГО.
Специалисты горадминистрации провели инвентаризацию мест сбора ТКО в двух районах города. А подлежат обустройству в этом году три района, все, кроме Советского. Впрочем, лето только начинается, а целевая программа предусмотрена до конца следующего года. Но городские депутаты волнуются, потому что не могут никак добиться от исполнительной власти ясного понимания «масштабов трагедии», как выражается, например, председатель комитета по ЖКХ.
Трагедия не трагедия, а картина остается неприглядной. Даже после того, как «Зеленой рощей» недавно были предприняты решительные действия по ликвидации мусорных завалов в Заводском и Железнодорожном районах, спровоцированных безответственным поведением жителей частного сектора — с одной стороны, и технической неспособностью перевозчиков к «весеннему обострению» — с другой. Завалы вроде бы разгребли, но контейнерные площадки по-прежнему выглядят, мягко выражаясь, не так, как хотелось бы идеологам мусорной реформы. По-старому, я бы сказал, выглядят орловские «мусорки», хотя горожане платят теперь за вывоз ТКО совсем по-новому, в разы больше.
Справедливости ради нужно сказать, что и от самих горожан требуется теперь «новое мышление», чтобы наши контейнерные площадки выглядели цивилизованно. Похоже, завязывается еще один тугой узел, мешающий реформе: с одной стороны, перевозчики имеют право не вывозить определенные, но очень объемные и заметные виды мусора, но с другой — горожане не могут не избавляться от него, и при этом заставить людей соблюдать новые правила никто не в силах, хотя бы уже потому, что на установку камер видеонаблюдения над каждой контейнерной площадкой у города нет денег, а полицейского у каждого места сбора ТКО не поставишь.
Может быть, что-то и перещелкнуло бы в массовом сознании горожан, если бы им предложили ясную и, главное, дешевую альтернативу вывоза того же строительного мусора, который по закону нельзя просто так вываливать на контейнерную площадку. Но куда и по каким номерам можно позвонить, чтобы строительный мусор или опиленные ветки были своевременно и без проволочек вывезены в частном порядке с того или иного подворья или квартиры? И сколько это будет стоить?
Такие вопросы задают депутаты горсовета, ссылаясь на своих избирателей. И очень важно, чтобы эти координаты были не где-то там в интернете, а на виду, перед глазами горожан, как и маркировка на контейнерах для раздельного сбора мусора. Но видимо «верхи не могут», а «низы не хотят» соблюдать все правовые тонкости мусорной реформы. Ситуация, конечно еще не революционная, но уже достаточно запущенная.
Андрей Грядунов.