Орловская искра № 36 (1355) от 29 сентября 2023 года
PRO предвыборный бюджет Мишустина и первые вопросы к нему
Подготовка проекта федерального бюджета на 2024—2026 годы практически завершена, заявил премьер-министр Михаил Мишустин.
Газета «Ведомости» опросила российских политиков, как они оценили проект трехлетнего бюджета. Среди приведенных мнений — моя оценка как депутата Государственной Думы от фракции КПРФ. Можно сформулировать первые вопросы.
Первое, что настораживает — опять даже в планах нет выполнения обещания президента выйти на темпы роста выше 3% среднемировых. Министр Решетников обещает в 2024 рост лишь на 2,4%.
Второе, что смущает — это планируемый дефицит федерального бюджета России в 2024 году в 1,6 трлн руб. Да, он меньше, чем в начале мирового экономического кризиса в 2009 г. И после первого удара санкций из-за Крыма в 2014. Но сам факт дефицита и его покрытия за счет заимствований говорит о том, что правительство не желает прислушиваться к предложениям КПРФ, изложенным в нашей программе «бюджет развития» и не хочет перекрывать ни вывоз капитала и дивидендов за рубеж, ни облагать прогрессивной шкалой сверхдоходы нуворишей, ни вводить госмонополию на водку. Опять будут занимать и кормить банкиров-ростовщиков, которые только за 8 месяцев нынешнего года получили сверхдоходы в 2,4 трлн руб. Это больше, чем в самом доходном для них 2021 году.
Третье — это очередное потворство банкирской жадности в проектировках бюджета. Центробанк задрал ставку рефинансирования. Значит, правительство для покрытия дефицита будет занимать у тех же банкиров по сверхвысоким ставкам. Но при этом в бюджете опять действует пресловутое «бюджетное правило». Правительство Мишустина собирается пополнять «кубышку», если базовая цена нефти URALS будет превышать $60/бар. А прогноз в том же бюджете — $70/бар. Все, что сверху базовой цены, не идет на расходы, а складывается в ФНБ. Это примерно по триллиону рублей в год профицита — как раз на уровне дефицита бюджета. Значит де-факто дефицита нет, а есть кормление на 1 трлн руб. жадности приближенных банкиров. То есть Минфин собирается занимать на рынке под двузначный процент и одновременно ту же сумму класть на беспроцентный счет в ЦБР.
Четвертое. Ничего не видно в заявленных проектировках бюджета и про выполнение новой президентской задачи «по переходу к экономике высоких заработных плат».
Пятое. Понятно, что 2024 — это год президентских выборов, поэтому уже сейчас правительственными чиновниками пропагандистски делается упор на повышенной доле социальных расходов в бюджетных проектировках — от роста МРОТ и пособий на детей до поддержки первичного звена здравоохранения. Это хорошо, но мало. Ведь девальвировав недавно рубль почти до 100 руб./доллар, правительство заложило наперед неудержимый галоп цен, который съедает все планируемые небольшие прибавки.
Шестое. Среди планируемых социальных мероприятий опять нет необходимой поддержки детей войны, многодетных, диабетиков, сердечников. Видимо, опять СМС-ками будем собирать деньги на помощь детишкам с редкими и сложными заболеваниями.
Седьмое. Пока депутатский корпус не получит для анализа все бюджетные проектировки, говорить о всех плюсах и минусах бюджета преждевременно. Но первые вопросы уже появились.
ТГ Обухов PRO.