Орловская искра № 24 (1392) от 28 июня 2024 года
Проинформируем, проконсультируем, предостережем…
Мы уже привыкли к тому, что в сфере жилищных отношений жители многоквартирных домов все вопросы вынуждены решать с частными управляющими компаниями. Но в городе Орле существует и муниципальный жилищный контроль, который осуществляет один из отделов управления жилищно-коммунального хозяйства. О том, что это такое и как это работает, недавно отчитался перед депутатами городского Совета начальник отдела муниципального жилищного контроля Р. И. Бухтеев.
По его словам, отдел прежде всего работает с жалобами горожан — в полном соответствии с положением о муниципальном жилищном контроле. Согласно этому документу муниципальных контролеров должны прежде всего интересовать многоквартирные дома с муниципальной долей собственности.
За первое полугодие 2024 г. рассмотрено более 300 обращений горожан и более 200 — юридических лиц. Среди основных проблем, отраженных в жалобах, докладчик в первую очередь назвал текущие кровли (более половины всех жалоб). На втором месте — состояние подъездов и лестничных площадок: осыпающаяся штукатурка, битые стекла, неудовлетворительное состояние входных дверей.
Рекордное количество обращений зафиксировано в январе этого года, когда из-за остановки котельной в 909 квартале без тепла осталось несколько жилых многоквартирных домов на ул. Кромской, Машкарина, Планерной, Саханской и Чечневой. Но орловские власти, в отличие от своих коллег в Подмосковье, отреагировали оперативно.
«Органом муниципального жилищного контроля администрации города Орла совместно с управлением государственной жилищной инспекции департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области было организовано дежурство на время устранения аварии для получения оперативной информации», — подчеркнул Р. И. Бухтеев.
И после ликвидации всех последствий аварии, орган муниципального жилконтроля вплоть до окончания отопительного сезона проводил неоднократные выездные обследования качества предоставления коммунальных услуг в пострадавших кварталах.
На третьем месте в рейтинге жалоб вопросы, касающиеся технического состояния элементов общего имущества многоквартирных домов, имеющих длительных срок эксплуатации. Все мы знаем, как управляющие компании реагируют на просьбы жильцов починить или привести в порядок осыпающиеся бетонные балконные плиты или заменить участки старых канализационных латаных-перелатаных труб, или, скажем, забетонировать рассыпающуюся отмостку вокруг здания, заменить сгнившие оконные рамы в подъездах.
Как правило, ответ один: нет средств… И начальник отдела муниципального жилищного контроля констатирует: «Значительная часть обращений связана с ненадлежащим исполнением управляющими компаниями предусмотренных законодательством обязательств по содержанию общедомового имущества». Причем это касается даже новых домов.
А вот дальше самое интересное: «Значительное количество обращений по вопросам содержания общего имущества многоквартирных жилых домов обусловлено и тем, что в реализации функции муниципального жилищного контроля жители многоквартирных домов видят инструмент воздействия на управляющие компании, не соблюдающие нормы содержания жилого фонда».
Разумеется, люди так и думают, а иначе зачем существует муниципальный контроль и его орган? Но, оказывается, мы глубоко заблуждаемся, если тешим себя подобными надеждами.
— В настоящее время в Российской Федерации проводится реформа контрольно-надзорной деятельности с целью сократить излишнее административное давление на бизнес, — сказал Р. И. Бухтеев.
И далее он пояснил, что уже четыре года в России действует федеральный закон № 248, который определил приоритеты в контрольной сфере. Таковыми признаны лишь… профилактические мероприятия. А именно: «информирование, консультирование и объявление предостережения».
Иными словами, горожане фактически лишены возможности быстро найти управу на нерадивую управляющую компанию в администрации города. Более того, после начала СВО действует специальное постановление правительства от № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного и муниципального контроля».
И, как поясняет начальник отдела МЖК, «в соответствии с данным постановлением плановые и внеплановые контрольно-надзорные мероприятия по муниципальному жилищному контролю не проводятся». Власть может только провести «выездные обследования без взаимодействия с контролируемым лицом». Если выявляются какие-либо нарушения, виновный может получить лишь предостережение и почти два месяца тянуть резину, то есть вообще никак не реагировать на него. И только по истечению срока дать практически ни к чему не обязывающий ответ органу надзора.
По словам Р. И. Бухтеева, из 102 предостережений, направленных в этом году, исполнено 67. Можно успокоить себя тем, что обслуживающие и управляющие организации в большинстве случае все-таки с пониманием относятся к жалобам горожан и к ходатайствам за них (а как иначе назвать эти предостережения) со стороны надзорных органов.
А каковы же меры воздействия на нерадивых наглецов, умело использующих либерализм федерального законодательства в свою пользу? А на них, не исполнивших предостережения органа муниципального контроля, материалы направляются в орган государственного жилищного надзора Орловской области, которому приходится в свою очередь действовать по известному принципу: «На колу мочало — начинай сначала».
Андрей Грядунов.