Орловская искра № 23 (1342) от 30 июня 2023 года
Провёл три собрания — и двухнедельного отпуска как не бывало…
Нынешний состав Орловского городского Совета народных депутатов был избран в сентябре 2020 года. Сейчас, в эти летние дни, в своей работе он преодолевает своеобразный временной экватор, половина пути пройдена. До новых выборов осталось столько же. Время подводить промежуточные итоги. О том, с каким сложностями была сопряжена работа фракции КПРФ, и что уже удалось сделать, рассказывает заместитель председателя Совета Сергей Николаевич Швалов.
— Часто можно слышать от горожан: да что, мол, эти депутаты могут изменить? Давайте поговорим о реальных возможностях и пределах депутатской работы, чтобы уж расставить все точки над i.
— Давайте. Действительно, встречаясь с избирателями своего 14 округа в Заводском районе, мне приходится сталкиваться с несколько завышенными ожиданиями людей: мол, достаточно депутату стукнуть кулаком по столу где-то там во властных кабинетах — и мусор начнут вывозить регулярно, ударит другой раз — крыша течь перестанет. Как в сказке.
Сразу скажу — к сожалению, нет, уважаемые избиратели. Депутат — представитель, связующее звено между гражданами и исполнительной властью, помощник, ходатай, и так далее, но не волшебник. Конечный результат зависит как от ответственного отношения депутата к своим обязательствам, так и от взаимодействия граждан со своим депутатом, от их активности и неравнодушия.
Ведь как чаще всего бывает? Жители в ходе собраний, сходов, встреч с депутатом выплескивают на него свое недовольство властью, соседями, работой ресурсоснабжающих или управляющих компаний. Спрашиваю — сколько лет проблеме? Отвечают — пять. А сколько обращений вы направили по данному вопросу? Ноль. Звонили много раз по телефону. Жизнь показывает, что так не получится, так вопросы не разрешатся. Нужны письменные обращения с копиями и обязательной регистрацией.
Только тогда можно рассчитывать на реакцию контролирующих или надзорных органов в случаях уклонения ответственных чиновников, руководителей управляющих компаний от своих обязательств, или игнорирования обращений граждан. И вот здесь депутат может и должен включаться, готовить необходимые обращения и запросы, чем активно и занимаются депутаты-коммунисты. Если проблема лежит в сфере полномочий муниципальной или региональной власти, носит не частный, а системный характер, является острой и общественно значимой — вопрос выносится на рассмотрение профильным комитетом, а при необходимости и на сессии городского или областного Советов.
Депутаты фракции КПРФ неоднократно поднимали подобного рода вопросы для обсуждения и поиска решений. Депутат Марина Франко — по вопросам пассажирского транспортного обслуживания, работы с зелеными насаждениями, состояния улиц частного сектора и необходимости их ремонта, ситуации с безнадзорными животными; Александр Щербин — об эффективности реализации концессионных соглашений на примере муниципальной бани № 4, о необходимости расширения перечня льгот для участников СВО и членов их семей; Алексей Сергачев — об эффективности использования муниципального имущества; Сергей Швалов — о состоянии и перспективах муниципальных предприятий, о ходе и недостатках реализации программы по благоустройству дворовых территорий, проблемах с вывозом мусора, содержания улично-дорожной сети. И, нужно отметить, часто добивались желаемых результатов.
Так, наиболее проблемные участки улиц частного сектора были отсыпаны асфальтогранулятом: на округе № 7 — участки улиц Лесопильная, Рельсовая, Луговая, Андриабужная, Поликарпова, на округе № 14 приведены в порядок ул. Заводская, переулок Городской, сейчас добиваюсь отсыпки улицы Линейная. А по прошествии двух лет работы городская власть и вовсе обратила свое внимание на периферию и приступает к полноценному асфальтированию улиц в частном секторе. В течение трех лет планируется обустроить порядка 120 городских улиц частного сектора, обеспечить их твердым покрытием, тротуарами, освещением. Ориентировочный объем необходимых средств порядка 670 млн руб., разрабатывается проектно-сметная документация.
Уделяется внимание и поддержке муниципальных предприятий. МУП «Спецавтобаза», как одно из наиболее значимых в системе городского хозяйства, преобразовано в муниципальное казенное учреждение, и теперь выполняет необходимые городу работы в рамках муниципального заказа вместо участия в бесконечных торгах с непредсказуемым результатом. Поддерживается благодаря позиции губернатора и усилиям областного правительства МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие». Без этой поддержки город сегодня не смог бы обеспечить его бесперебойную работу. Парк предприятия пополнился 48 единицами новых современных комфортабельных вместительных автобусов, которые уже обслуживают городские маршруты, в том числе и те, на которых в последнее время отмечался дефицит техники, срыв графика перевозок.
— Ну, а если вернуться к наиболее проблемной сегодня сфере жкх и рассмотреть взаимоотношения жителей с управляющими компаниями: с каким сложностями пришлось столкнуться за 2,5 года депутатства?
— Мне не раз приходилось организовывать собрания жителей многоквартирных домов в своем округе. Замечу сразу — это отнюдь не обязанность депутата. Жители должны делать это сами, если хотят чего-то добиться, но зачастую ждут, что кто-то все сделает за них. И приходится брать инициативу в свои руки, когда видишь, что без этого тот или иной вопрос решен не будет.
С другой стороны, такая реакция жителей тоже отчасти объяснима: очень трудно порой пробить стену, которой отгораживаются от людей управляющие компании. В своей практике сталкиваюсь с этим ежедневно. К примеру, даже приобретенный депутатом за свой счет песок для детской песочницы с доставкой на детскую площадку отдельные управляющие компании не готовы элементарно засыпать в песочницу, ссылаясь на отсутствие такого рода специалистов в штате компании!
Или протекающие кровли. Я прекрасно понимаю, что даже работая добросовестно, большинство «управляшек» не в силах справиться с тотальным износом кровель орловских многоквартирных домов, которые не знали капитального ремонта десятилетиями. И я как депутат, понимая, что должен найти какой-то выход, вижу свою задачу в том, чтобы пытаться добиться ремонта кровли таких домов в рамках региональной подпрограммы по капитальному ремонту. На моем округе в рамках подпрограммы отремонтированы кровли многоквартирных домов на ул. Комсомольская, 94, ул. Мопра, 12, 14, ул. Нормандия-Неман, 99, 101. Сейчас работаю еще над двумя домами. Но и это невозможно осуществить без участия самих жителей и управляющей компании. Нужно провести общее собрание, подготовить необходимую документацию, включая проектно-сметную. Помогаю людям организовать и провести такие собрания, оказываю помощь в подготовке пакета документов, необходимых для участия в подпрограмме.
— Во фракции четыре депутата. Маловато, чтобы охватить весь город. Или успеваете?
— У нас два депутата-одномандатника, то есть избранных от конкретных округов, и два — списочника, избранных по партийным спискам. Депутаты фракции активно работают в рамках личного приема граждан. За каждым закреплен соответствующий район города. За мной — Заводской, за М. Франко — Железнодорожный, за А. Щербиным — Советский, за А. Сергачевым — Северный. Депутаты, избранные по спискам, отрабатывают проблематику района, работают с бюджетными учреждениями и общественными организациями. Одномандатники, кроме закрепленного района, предметно работают на своем округе, где вопросов — не счесть. Например, занимаемся проблемой выпиловки старых деревьев. Мощностей муниципальных служб не хватает для своевременного реагирования на все заявки. Да и средств тоже. Деревья актируются и ждут своей очереди. Порой годами! Пытаемся преодолеть недофинансирование за счет депутатских средств, выделяемых на выполнение наказов избирателей.
В текущем году столкнулись с интересной проблемой. В предшествующие годы во дворах было демонтировано старое, не отвечающее современным требованиям безопасности детское игровое оборудование. Жители справедливо возмущались, что ничего не устанавливается взамен. Депутаты горсовета добились выделения дополнительных 10 миллионов в рамках программы выполнения наказов избирателей для установки оборудования на детских площадках вместо удаленного. Но найти деньги — это еще не значит решить проблему, все оказалось сложнее. Мало заменить оборудование, его должен кто-то содержать. Справедливо, если это будут жители дома, на детской площадке которого оборудование установлено. Но для этого собственники жилья, то есть жители многоквартирных домов, должны принять решение о том, чтобы принять новое оборудование детских площадок в состав общедомового имущества. И тут нам опять приходится «раскачивать» жителей, самим организовывать собрания собственников, собирать подписи, оформлять документы.
Каждый вновь установленный элемент детского игрового оборудования (помимо израсходованных бюджетных средств), обходится еще и депутату в несколько его личных вечеров, потраченных на проведение собраний, обход квартир и сбор подписей. Эта работа движется непросто. Например в д. № 2 на ул. Садовского муниципальных квартир нет, и я понимал, что сдвинуть дело с мертвой точки могу только сам. Подготовил пакет документов, развесил объявления. На собрание пришло всего 5 человек… Поставили подписи и разошлись по домам. Остальные квартиры пришлось обходить самому в течение нескольких дней. Провел собрания в трех многоквартирных домах — и двухнедельного отпуска как не бывало…
Всего же на приобретение, установку детского игрового оборудования и малых архитектурных форм на придомовых территориях в рамках программы по выполнению наказов избирателей за период 2021—2023 годов депутатами-коммунистами направлено 4 млн руб.
За счет средств, предусмотренных на реализацию программы по выполнению наказов избирателей, активно помогаем и бюджетным учреждениям. Руководствуемся в данном вопросе решениями бюро горкома помогать социально значимым бюджетным учреждениям. Направляем на поддержку таких учреждений не менее половины годового объема средств программы наказов.
— Но бюджетные учреждения потому и называются бюджетными, что их должна содержать местная власть. Причем же здесь депутаты?
— Материально-техническая база бюджетных учреждений образования, культуры, спорта с каждым годом ветшает. На государственном уровне должного внимания этому не уделяется. Бюджетные возможности города Орла позволяет лишь обеспечить функционирование учреждений, включая затраты на заработную плату, коммунальные платежи, охрану, питание воспитанников, в отдельных случаях, а чаще всего по предписаниям надзорных инстанций — на ограждение территории и системы видеонаблюдения. На развитие материально-технической базы учреждений социальной сферы городской бюджет, к сожалению, средствами не располагает. Финансирование на её содержание закладывается в бюджет в недостаточном объеме. Понимая эту проблему, считая поддержку функционирования социальной сферы одним из приоритетов своей деятельности, депутаты фракции КПРФ в Орловском городском Совете ежегодно направляют порядка 60 % от общего объема финансовых средств программы по выполнению наказов избирателей на поддержку городских учреждений социальной сферы.
Так, за период 2021—2023 годов на эти цели направлено 6,4 млн. руб. Поддержку депутатов фракции КПРФ Орловского горсовета получили: д/с № 63 — 90 тыс. руб.; Центр детского творчества № 5 — 470 тыс. руб.; Орловский городской центр культуры — 400 тыс. руб.; д/с № 9 — 70 тыс. руб.; д/с № 8 — 310 тыс. руб.; СОШ № 17 — 737 тыс. руб.; муз. школа им. Прокофьева — 220 тыс. руб.; лицей № 18 — 650 тыс. руб.; муниципальный театр «Русский стиль» — 460 тыс.руб.; городской спортивно-оздоровительный центр — 150 тыс. руб.; Центр детского творчества № 1 — 195 тыс. руб.; ДЮСШ № 6 — 200 тыс. руб.; СОШ № 15 — 150 тыс. руб.; СОШ № 11 — 150 тыс. руб.; ДЮСШ «Атлант» — 250 тыс. руб.; СОШ № 29 — 527,7 тыс. руб.; СОШ № 12 — 50 тыс. руб.; СОШ № 38 — 425 тыс. руб.; д/с № 82 — 190 тыс. руб.; д/с № 3 — 150 тыс. руб.; д/с № 23 — 200 тыс. руб.; СОШ № 23 — 200 тыс. руб.; д/с № 50 — 150 тыс. руб.
Уделяем внимание и локальным вопросам благоустройства на округах.
В 2021— 2023 годах на устройство или ремонт пешеходных дорожек, иных объектов благоустройства, удаление аварийных деревьев или их кронирование, депутатами-коммунистами в рамках программы по выполнению наказов избирателей направлено порядка 1 млн руб.
Программа благоустройства дворов — еще одна точка приложения сил наших депутатов. Вопрос непростой. Думаю, ему стоит посвятить отдельную статью в ближайшее время. Отмечу лишь, что здесь также требуется участие и проявление активности со стороны жителей. Те, кто вовремя это поняли, провели собрания собственников и оформили заявки на участие в программе благоустройства. Ждали своей очереди долго — два, три, четыре года, но сейчас их дворы или уже отремонтированы, или там идут работы, или они предстоят в ближайший год-два. Горожане, проживающие в многоквартирных домах, своевременно не подавших заявки на включение в программу благоустройства дворовых территорий, теперь сердятся, что вот, мол, в соседнем дворе асфальт укладывают, а у нас нет. Помогаем им организовать и провести собрания, оформить документы. На моем округе за последние 3 года благоустроены 7 дворовых территорий. Еще по 5 многоквартирным домам поданы заявки на включение их дворовых территорий в программу благоустройства.
Беседовал Андрей Грядунов.