Орловская искра № 11 (1280) от 25 марта 2022 года

Пять призывов коммуниста Переверзева

На 96-м году жизни ушел из жизни Николай Яковлевич Переверзев. В октябре 2020 года наша газета опубликовала об этом замечательном человеке очерк. С небольшими сокращениями мы повторяем его, отдавая дань уважения поколению созидателей, к которому Николай Яковлевич принадлежал и олицетворением которого являлся.

Он был десятым ребенком в семье железнодорожного стрелочника, служившего на станции Песочная (ныне — Стальной Конь). Учился в Орле в школах-интернатах, потому что в Коневке (так назывался населенный пункт при станции) была только начальная.

Война и оккупация оставили тяжелый след в его памяти. Горящий элеватор с русским хлебом — чтобы не достался врагу; тесная кухня отчего дома, куда немцы-«постояльцы» выселили отца и мать с двумя детьми-подростками; пещера в каменоломне, где прятались от угона в Германию.

…Ему не было еще 18, когда во время дневного дежурства его, слесаря вагонного депо станции «Орел», вызвали в отдел кадров и вручили командировочное удостоверение — сначала в Москву, в распоряжение управления Московской железной дороги, а оттуда — куда пошлют. Красная армия добивала фашистов в Европе, а страна уже начинала восстановление разрушенного хозяйства. Никакие «не хочу», «не могу», «не имеете права» не принимались. Командировочное удостоверение в руки — и вперед, туда, где Родине нужны твои молодые силы и навыки. Так Николай Переверзев оказался в Ковеле, на западной Украине, в распоряжении управления местной железной дороги. Работал старшим осмотрщиком-автоматчиком, потом сменным мастером.

— Вначале я удивлялся, как меня, 18 летнего парня с шестью классами образования, сделали руководителем, — вспоминает Н. Я. Переверзев. — Потом понял — бандеровский край, больше доверяли работникам, прибывшим из центральных регионов.

Бандеровцы убивали и похищали советских активистов. Но за три года службы на Ковельской железной дороге Переверзев помнит только одну крупную диверсию националистов: в 1947 году сразу два железнодорожных состава были пущены ими под откос.

И опять в разгар рабочей смены Николая отрывают от привычного дела и вызывают в партком: мол, руководство города просит людей в помощь, чтобы побыстрее управиться с заготовкой продовольствия. Но вечером всем «заготовителям» неразговорчивые люди в военной форме почему-то выдали винтовки и повезли за 60 км от города. Оказалось, комсомольская поддержка была нужна для проведения операции НКВД по выселению семей, связанных с украинскими националистами. Это был второй призыв Н. Я. Переверзева, от которого он, опять же, никак не мог отказаться.

Через некоторое время Николай вернулся в Орел. В 1952‑м закончил Тамбовский железнодорожный техникум (в орловском не готовили специалистов по вагонному составу), работал в вагонном депо старшим инженером. В 1953-м женился. В 1954-м стал отцом: у Переверзевых родилась дочь Лилия. Высшее образование получил, учась сначала в Томске, а потом в Харькове, куда перевелся, чтобы быть поближе к семье.

«Сто путей, сто дорог для тебя открыты», — пело радио и молодое сердце. Диплом был в кармане и Николай Переверзев чувствовал себя вполне уверенно и свободно на своей должности старшего инженера вагонного депо.

Но не прошло и месяца после возвращения к привычным обязанностям, как молодого коммуниста вызвали в орловский обком партии и… предложили перейти на партийную работу — стать инструктором промышленно-транспортного отдела. Почему именно ему? Николай Яковлевич и сегодня пожимает плечами. Как снег на голову. Не думал, не гадал. И уже точно — ничего не делал такого, чтобы быть замеченным в высоких партийных кабинетах. Просто жил, учился и добросовестно работал. Но, видимо, это и было лучшей характеристикой по тем временам.

И хотя Переверзев уже имел опыт двух призывов Родины и партии, но на этот раз решился отказаться. Ну, в конце концов, война давно кончилась, есть достойная профессия, семья — какая еще партийная работа?
На его решительное «нет» в обкоме отреагировали на удивление спокойно. — Подумайте еще! — сказали.

— Через неделю решением бюро обкома я был утвержден инструктором промышленно-транспортного отдела, — рассказывает Николай Яковлевич.

Это был его третий призыв.

Как инструктор обкома Н. Я. Переверзев участвовал в организации работ «по перешивке», как говорят железнодорожники, узкоколейной ветки Охотчевка—Колпна, построенной во время оккупации немцами, на широкую колею, курировал электрификацию железной дороги на участке Скуратово —Орел. Закачивались 50-е, начинались 60-е годы.

В семье Переверзевых было уже двое детей. Младшему, сынишке Юрию, исполнилось уже два года, когда в марте 1960-го в библиотеке Дома политпросвещения инструктору обкома Н. Я. Переверзеву сказали: «Вас просят срочно зайти к первому секретарю товарищу Игнатову». Оказалось, мценскому районному комитету партии нужен был второй секретарь. Выбор пал на Переверзева.

Это было не самое легкое время для семьи: жена Николая Яковлевича перенесла операцию, была еще очень слаба.

— Пришел домой, сообщил новость — слезы! — вспоминает Николай Яковлевич. — А утром меня уже ждала машина. Поставил койку в одной из комнат райкома и начал работать во Мценске.

А через полгода Николай Яковлевич по поручению обкома уже занимался в райцентре созданием местного горкома партии, который сразу и возглавил.

Это было время, когда во Мценске появились знаменитые градообразующие предприятия — завод Алюминиевого литья, Коммаш, Вторцветмет в составе московского ЗиЛа. Как вспоминает Переверзев, с финансированием проблем не было. Эти вопросы решались через Мосгорсовнархоз. Ну, а все остальное — люди, оборудование, строительные организации — это уже было заботой горкома.

Именно тогда, при Переверзеве, во Мценске появились первые пятиэтажные дома с центральным отоплением, новая средняя школа и детский сад. А когда в старом здании больницы обрушились деревянные перекрытия, горком взялся и за это строительство.

В 1963 году в дни празднования 20-летия освобождения города во Мценск приезжал Герой Советского Союза генерал армии А. Горбатов. Потом он прислал Н. Переверзеву письмо, где были такие строки: «Просто не верится, что на месте линий обороны и пепелищ выросли громады заводских корпусов, жилые кварталы…»

Это были итоги четвертого призыва Н. Я. Переверзева.

После учебы в Высшей партийной школе при ЦК КПСС Н. Я. Переверзев вернулся в Орел и работал одним из секретарей райкома в Советском районе города.

— Жили в основном на даче, — рассказывает Николай Яковлевич. — Условия, прямо скажем, не комфортные. Дети-школьники готовили домашние задания при керосиновой лампе. В ноябре нам разрешили занять квартиру в построенном, но еще не принятом в эксплуатацию доме.

В Советском райкоме он проработал год. В 1967 на партийной конференции Железнодорожного района города Орла Н. Я. Переверзева избрали первым секретарём райкома. Это был его пятый призыв. Или как говорит сам Николай Яковлевич: «Началась моя большая, ответственная и самая интересная работа».

Спроси любого старожила Железнодорожного района, чья молодость пришлась на эти годы — с 1967 по 1975: «Кто такой Переверзев?» — и тебе ответят: «Это тот первый секретарь райкома, при котором построили первые цеха Сталепрокатного завода, заселили первые жилые дома в микрорайоне и возвели ДК Металлургов, построили заводы УВМ, Орелремстанок, завод Железобетонных изделий, завод Молдавских вин, Пивзавод, завод «Вулкан» — предприятия на многие годы вперед ставшие в полном смысле слова градообразующими для Орла.

Именно Железнодорожный райком партии, возглавляемый Переверзевым, стал инициатором реконструкции сквера Танкистов с учреждением Поста №1 у Вечного огня. С 1975 года это мемориальное место выглядит так, каким мы привыкли его видеть.

Об этих и последующих годах своей партийной работы Н. Я. Переверзев говорит так:

— Это был самый активный период развития промышленности области. Строились детские сады, пионерские лагеря, спортивные объекты, жилье, заметное развитие получили города Ливны и Мценск и их промышленность. Открылись филиалы орловских заводов в сельских районах: «Сигнал», Ферммаш», завод полупроводниковых приборов в Болхове, заводы Приборов в Шаблыкино и Малоархангельске, завод Пневмоаппаратуры в Покровском.

Н. Я. Переверзев был одним из тех, чьей энергией и организаторским талантом создавалось все это.

— В партии коммунистов состою с 1951 года, — с достоинством говорит Николай Яковлевич.
Двумя орденами Красного знамени, орденом «За заслуги перед партией», тремя медалями «За доблестный труд» и другими наградами отмечен жизненный путь Н. Я. Переверзева. У него четверо внуков и восемь правнуков. Ему есть, о чем рассказать им.

Андрей Грядунов.

Лента новостей

Отчетность