Красная строка № 9 (404) от 24 марта 2017 года
Радость не вписалась «в формат»…
В марте Орловский Союз журналистов принимал интересного гостя. Председатель нашего союза Г. Майоров представил его как кинопродюсера и своего старинного друга.
— Валерий Николаевич Евтушенко когда-то работал в областной газете «Орловский комсомолец», потом в центральной — «Советский патриот», — рассказал Майоров коллегам-журналистам. — Переехав окончательно в Москву, до распада СССР успел поработать еще и в журналах — «Советском военном обозрении» и «Северных просторах». В 90-е стал осваивать зарождавшуюся тогда профессию кинопродюсера. Кипучая энергия всегда помогала Валерию осваивать новые жанры и темы. Он легко сходился с людьми и всегда был душой компании.
«Я, например, не удивился, когда узнал, что Валерий оказался в киноиндустрии. Однажды он позвонил и предложил лететь на Дальний Восток снимать новые кадры для документального фильма об авиаполке «Нормандия-Неман». Как известно, первые потери французская эскадрилья, позже ставшая полком, понесла в боях на Орловщине. На территории нашей области в советское время велись раскопки мест падения самолетов. Евтушенко тогда успел многое запечатлеть на кинопленку. Снимал на Орловщине, в Уссурийске, во Франции — все по следам легендарного авиаполка. На приеме во французском посольстве в Москве мне довелось слышать, как посол благодарил Валерия Николаевича за подвижничество, как предлагал финансовую поддержку. Но Евтушенко тогда отказался. Он считал, что российскому Министерству культуры вполне по силам стать заказчиком этого патриотического проекта, в котором очень много эксклюзивных решений. Увы, едва прошли торжества, посвященные очередной годовщине Победы, как наши чиновники охладели к идее и киноматериалам Евтушенко», — с грустью подчеркнул Г. Майоров.
Фильм, который Валерий Николаевич на этот раз привез с собой в Орел, оказался «не форматным» для центрального телевидения РФ. Почему киноистория, снятая по роману американской писательницы Э. Портер и рассчитанная на подростковую аудиторию, не подошла современном российскому телевидению? Просмотр, устроенный в рамках встречи с московским гостем, отчасти помог ответить на этот вопрос.
Фильм, названный по имени главной героини «Поллианна», — это история девочки-подростка, рано потерявшей родителей. Сироту берет в свой дом тетка, сестра матери Поллианны. Кстати, именно из имен этих сестер — Полли и Анны — и сложено по воле матери имя девочки. Но в жизни не все так складно. Тетушка Полли — это образец чопорности и гордости. Она холодна и строга. И одинока. Известие о том, что ее племянница осиротела, вызывает у тетки досаду. И только «чувство долга» заставляет мисс Полли принять сироту в свой дом. Место в комнате на чердаке — вот и все, чем поначалу облагодетельствовала родственница осиротевшую девочку. Но та вовсе не обижена на тетку. А вид из чердачного окна приводит девочку в восторг.
Признаться, я не сразу узнал в этом кинопейзаже знакомый с детства вид на Орлик и здание госбанка с Тургеневского моста: так органичен он в фильме! Лучшего доказательства того, что в Орле есть архитектурно-природные уголки поистине мирового уровня, и представить трудно. Так что, всяким заезжим главным архитекторам лучше скромно помалкивать в тряпочку и не пытаться вносить свои коррективы в сложившуюся историческую застройку города.
Но вернемся к сюжету. Выполняя различные поручения тетушки, Поллианна очень быстро знакомится с разными жителями городка, в который привела ее судьба. Девочка смотрит на мир и на людей широко открытыми глазами. Она обладает удивительным даром видеть в людях то хорошее, что они зачастую сами, казалось бы, навсегда похоронили под спудом обид, болезней, гордости, превратных представлений о добропорядочном поведении. Поллианна всех их, неудовлетворенных жизнью, учит «играть в радость». Этой игре научил ее покойный отец-священник. Суть игры заключается в том, чтобы в любом, даже, казалось бы, самом безнадежном положении уметь находить радостные стороны. И этот заряд любви трогает сердца горожан и преображает их. И когда сама Поллианна попадает в беду и оказывается прикованной к постели, люди спешат навестить ее, чтобы поблагодарить и заверить в том, что они хорошо усвоили ее уроки и что «игра в радость» помогает им жить и любить своих ближних.
Одинокий богатый сосед тети Полли, заживо похоронивший себя из-за неразделенной любви, теперь решает усыновить бездомного мальчика-сироту, а сама тетя Полли преодолевает гордыню и предубеждения и «разрешает себе», казалось бы, навсегда похороненное чувство к городскому доктору, который давно и безнадежно был влюблен в нее.
Как в любом нормальном детском фильме, все заканчивается благополучно для главных героев. Добро побеждает зло, хотя в этой истории как такого зла, в общем, и нет. Есть только временное охлаждение любви, которое преодолевает с помощью своего поистине христианского мировосприятия девочка с объединяющим именем Поллианна.
Что же в этом фильме есть такого, что не вписывается в формат современного российского телевидения? Вы удивитесь, но фильм получился очень… советский. И не только потому, что в нем участвует звездный ансамбль советских актеров — Олег Янковский (его последняя роль), Леонид Куравлев, Игорь Костолевский, Татьяна Догилева. Этот фильм по произведению американской писательницы, снятый в начале 21 века, как ни странно, вполне мог бы вписаться в общий ряд советских кинолент для детей, вышедших на экраны страны в 70-е годы прошлого столетия — таких, как, например, «Приключения Буратино», «Рассказы о Кешке и его друзьях», «По секрету всему свету», «Точка, точка, запятая…», «Москва-Кассиопея», «Петька в космосе» и другие.
В этих фильмах есть дружба, конфликты, приключения и обязательно главное — осознанный нравственный выбор не между добром и злом, а между добром и добром еще большим. В этих фильмах нет и капли грязи и того, что принято называть сейчас «свободой выбора», то есть нет соблазна греха. Детское советское кино и фильм В. Евтушенко берегут детей от такой «свободы». Здесь человек человеку — друг, товарищ, и брат, и никак не иначе. Здесь отношения подчеркнуто целомудренны и «мысль семейная», по выражению Льва Толстого, очень любима авторами. Короче говоря, здесь все замешано на традиционных ценностях и никакого постмодерна не допускается. В этих фильмах создается образ детства — такого, каким детство и должно быть — чистым и неискушенным.
И специалисты в области детской психологии сегодня все громче и громче говорят, что именно такой образ и нужен современным детям, уже изрядно перекормленным «взрослыми» представлениями об окружающем мире, об отношениях между людьми, о добре и зле. Без создания и закрепления в сознании подростка положительного идеала невозможно дальнейшее нравственное развитие человека. Нравственный релятивизм и цинизм развиваются как раз вследствие отсутствия чувства прекрасного и твердой веры в добро, в его непреложность. И тут удивительным образом сходятся христианская и советская этика.
Хотите воспитать своих детей истинными христианами — показывайте им советские мультфильмы. Об этом давно и уверено говорят православные священнослужители, размышляющие о времени и судьбах нашего народа. Если продолжить эту логику, то следует вспомнить и о советском детском кино. Фильм «Поллианна» Валерия Евтушенко — это звено той же цепи, но, к сожалению, оторванное и разделенное с основным ее телом долгими годами безвременья, в течение которых Россия успела потерять саму себя. И пока нет уверенности, что разорванное свяжется. Валерий Евтушенко своей «Поллианной» продемонстрировал нам, каким мог бы быть современный этап пути, начатого когда-то мастерами отечественного детского кино. Но получился осколок, обрывок. И он, к сожалению, может очень легко затеряться, так и не дойдя до своего зрителя.
Андрей Грядунов.