Красная строка № 40 (346) от 20 ноября 2015 года
Разрушили? Пора восстанавливать!
Почти ровно год назад, 14 ноября 2014 года, в нашей газете был опубликован материал под оптимистичным заголовком «Весь мир закупок мы разрушим до основанья…». Подразумевалось, что «затем» будем хорошо. Речь в публикации шла о начинавшейся реформе здравоохранения в Орловской области. Реформировать предполагалось не всё здравоохранение, это непосильная задача даже для Орловской области, а только один, но важный его сегмент — лекарственное обеспечение.
Несмотря на оптимизм, автор уже тогда высказал осторожное сомнение, что реформа вряд ли пройдет гладко, и неудивительно, если провалится совсем. Причиной для сомнений послужило стремление губернатора сделать главной ударной силой реформ известное предприятие «Орелфармация», возможности которого невелики.
Губернатор был абсолютно прав, заявляя, что это возмутительно, «когда нуждающиеся тяжелобольные люди не могут получить жизненно необходимые им лекарства». Прав он был и в стремлении эту ситуацию изменить. Однако фраза: «Я все равно сломаю ту систему лекарственного обеспечения, которая была выстроена, и построю новую. У нас есть своя «Орелфармация», которая централизованно будет закупать лекарства и распределять их между медицинскими учреждениями» — насторожила и заставила думать, что путь к успеху окажется трудным.
Волей-неволей пришлось вспомнить даже прегрешения прежних губернаторов, которых с пути реформирования сбивали посторонние ветры, достойные краткого упоминания. Процитируем текст годичной давности.
«…Логика у губернаторских назначений одна и преследует, помимо любви к Отечеству, желание оседлать денежные потоки. Потоков этих в Орловской области до обидного мало, поэтому осёдлывать приходится что ни попадя. «Орелфармация» — не исключение. Это даже не поток, это рядовой оптовый склад, забитый в компьютерную программу поиска лекарств, которой пользуется любой аптекарь. И любой аптекарь вам скажет, что «Орелфармация» как склад-посредник из-за высоких цен проигрывает конкуренцию своим многочисленным складам-соперникам, предлагающим тот же товар по выгодной цене, на лучших условиях.
Ловить на таком складе почти нечего. Единственная бесспорно сильная позиция «Орелфармации» — психотропные, наркотические вещества, по которым фактически орловский ГУП является в нашем регионе монополистом. Транспортировка, хранение данного вида лекарств обставлены таким количеством сложностей, что орловским медикам выгоднее иметь дело с «Орелфармацией», чем пытаться найти нового поставщика.
Вот родственник А. П. Козлова на ГУПе и не задержался. Зашел в поток, побродил в нем и вышел, даже ног не замочив. Любовь к Родине в таком месте не разовьется. Чтобы «Орелфармация» зашумела полноводно, нужно вкалывать или что-нибудь придумать.
При прежнем губернаторе мы к любой реорганизации так бы и отнеслись — мутят что-то господа. Но при новом делать этого не станем — другая идеология. Принципиально другая. В. В. Потомским, помимо любви к Отечеству, двигает забота о бюджете. Рассмотрим с этой точки зрения его разнос «саботажникам» из обладминистрации, отвечающим за медицину.
Орловский губернатор обещал сломать старую систему обеспечения лекарствами и на её месте построить новую — через «Орелфармацию» централизованно закупать лекарства и распределять их между медучреждениями, поскольку, цены на одни и те же лекарства, сказал губернатор, в разных медицинских учреждениях Орловской области разнятся на 40 процентов. В. В. Потомский как бы намекнул, что орловские медики бессовестно транжирят бюджетные деньги, и этому нужно положить конец.
Скептики, правда, интересуются, а как узнаем, что конец положен, если всё будет закупать «Орелфармация»? Как определим, что дешевле нет? Но скептики всегда найдутся. Поговорим о механизме воплощения идеи.
…В России в сфере госзакупок ничего не распределяют. Всё покупается на торгах, причем, на конкурентной основе. Детали прописаны в Федеральном законе под номером 44. За соблюдением этого закона пристально следят антимонопольные органы. Антимонопольное законодательство в России пока никто не отменил.
Оптовый склад «Орелфармация», став монополией, только увеличит количество своих недостатков, начнет вести изнеженную жизнь, получив искусственное прикрытие, защиту от грубых дуновений реальности. Когда привилегии по тем или иным причинам исчезнут, исчезнет и «Орелфармация» — на перенасыщенном фармацевтическом рынке ему не найдется места. Орловские медучреждения, плюнув, примутся вновь искать поставщиков, налаживая порушенную работу.
Но даже в качестве монополиста «Орелфармация» останется всего лишь посредником. Монополист — посредник? А зачем он нужен? Только не надо рассказывать, что он необходим для того, чтобы прекратить разбазаривание бюджетных средств нечистыми на руку орловскими медиками. В области достаточно контролирующих органов и чиновников, чтобы следить за процессом и примерно наказывать провинившихся — все закупки прозрачны и легко контролируются.
Не было еще случая, чтобы монополист заботился о снижении цен…».
Так было написано год назад. То есть ёще год назад, приветствуя благое начинание — навести порядок с лекарственным обеспечением в Орловской области, мы не только вспомнили дуновение ветров, мешавших осуществлению этой идеи при прежних губернаторах, но и прогнозировали некоторые проблемы при новом. Это неудивительно, задача — и в самом деле сложная.
Слом начался — аптеки, традиционно занимавшиеся «отпуском лекарств» льготным категориям населения, были освобождены от этой функции, задача снабжать лекарствами льготников перешла к аптечным пунктам при «Орелфармации», срочно создававшимся в самых разных местах. По сути, с нуля выстраивалась альтернативная аптечная сеть, занятая только отпуском льготных лекарств. Вопрос — стоила ли овчинка выделки, ведь помимо оборудования помещений, приспособленных для аптечной деятельности, необходимо набирать персонал, причем желательно квалифицированный. Персоналу нужно платить.
Предположение, что муниципальные аптеки, до реформы отпускавшие льготные лекарства, существенно на этом зарабатывали, является ошибочным. В обороте большой аптеки 8 процентов от стоимости проданного «льготного» лекарства — мелочь, которая, по большому счету, позволяла лишь покрывать сопутствующие расходы — затраты на хранение и прочее. Однако в перечне льготных лекарств есть очень дорогие, предназначенные для лечения сахарного диабета, бронхиальной астмы, кардиологических и онкологических заболеваний. Эти лекарства стоят тысячи рублей. Если аккумулировать торговлю только этим видом лекарственных препаратов, восемь процентов в рублевом выражении окажутся не так уж и малы. То есть овчинка, считают некоторые, выделки всё-таки стоит.
В чем порочность данных рассуждений в принципе? В том, что когда речь идет о здоровье и даже жизни людей, экономика и прибыль как её составляющая, не должны являться самоцелью. То есть исходить нужно принципиально из других задач. А именно — как реформирование здравоохранения в Орловской области скажется не на финансах и возможности их получить, а на здоровье всё того же населения.
И вот с этим наблюдаются некоторые проблемы. Какой смысл создавать параллельную аптечную сеть — сеть аптечных пунктов — при нормально существовавших и продолжающих неплохо работать обычных аптеках? Вопрос к кадрам, набранным в аптечные пункты, тоже есть. При создании новой системы рушится старая. При прежней, существовавшей еще год назад системе реализации льготных лекарств, врачи поддерживали отлаженную связь с директорами, например, муниципальных аптек, имея возможность обсуждать и решать в процессе обсуждения ту или иную проблему. Теперь такая возможность отсутствует.
Обычный и даже обязательный, казалось бы, в 21 веке способ контроля и поиска необходимой информации — единая компьютерная сеть, позволяющая врачу в поликлинике, выписывающему тот или иной рецепт, поинтересоваться, нажав клавишу, а есть ли, прежде всего, данное лекарство в той или иной аптеке (том или ином аптечном пункте) в Орловской области, вы не поверите, тоже отсутствует. В чём сложность создать? Вопрос на засыпку…
А теперь переходим к главному — централизованным закупкам через «Орелфармацию».
Здесь — провал. Причем такой, что питерские ребята, поставленные осуществлять реформы, исчезли из Орловской области, будто их и не было. Не справились с поставленной задачей. Итог — льготники остались без лекарств. Некоторые категории были вынуждены за свои деньги покупать то, что им обязано было дать государство, в нашем случае — Орловская область.
То есть реформу, как мы видим, трудно назвать удачной. У нас есть информация, что ряд руководителей орловских лечебных учреждений готовят в адрес областных руководителей письмо, в котором выскажут свои соображения по поводу произошедшего. Один из выводов и советов — вернуться к тому, что было год назад. Дальше возможны варианты.
Сергей Заруднев.