Орловская искра № 13 (1191) от 29 мая 2020 года
Реанимируйте хотя бы один «пароход»!
Комитет Орловского горсовета по экономической политике, собравшийся 21 мая по предложению нардепа Ивана Дынковича (КПРФ), чтобы заслушать нового генерального директора ТТП Андрея Митина, поразил выступлением последнего. Давно я не слышал такого государственника, такого муниципала, так искренне и с такой болью радеющего об общем благе.
Несколько выдержек из речи Митина Андрея Николаевича:
— Коротко — по существу, а не по цифрам. 27 марта я назначен. Что удалось? Из Москвы уже привезли 48 автобусов. 45 автобусов готовы запустить с 1 июня. 15 трамваев, 25 троллейбусов выходят на линию. 670 человек работают. Проводим оптимизацию — перераспределяем обязанности. Мы не можем, как индивидуальный предприниматель, чтобы по 18 часов за рулем… Набираем водителей, набрано около 30 водителей.
Цифры — они все налицо. Если бы было 100 машин, у нас не было бы убытка, мы не просили бы ни копейки. 10 процентов рынка — у ТТП, остальное — у частных перевозчиков. За месяц мы заработали 5 млн. 600 тыс. — на покраске мостов, 2 млн. 600 тыс. — на сносе домов. Эти деньги помогают. Автобусы-то мы пригнали, но ни одной копейки не получили от области на ремонт. 20 автобусов готовы выехать. Вместимость — от 104 до 108 — автобусы большие, просторные. Один заменит три «ГАЗели», пандусы на каждом, по 6–8 камер. Оснастим автобусы рацией.
Я депутат 15 лет, хочу быть полезным для города Орла, хочу показать, что это возможно сделать. Не всё решают частники. Муниципальные предприятия могут быть прибыльными, нужно работать в ежедневном режиме и идти в ногу со временем.
Есть национальные программы, почему не участвуем? Много направлений. Не только из бюджета брать. Задача — зарабатывать деньги. Я бы попросил не заниматься критикой, а вместе делать общее дело, нас избрали, чтобы в городе был порядок.
50 млн. можем просто брать с нацпроектов, 40 — на доп. работах. Есть органы власти, которые должны наводить порядок. Дебиторская задолженность… У меня нет золотой палочки. Говорят — что он сделает? Время покажет. Наша задача — запустить транспорт.
Я хочу сказать «спасибо» губернатору и городу Москвы (так и сказал, оговорился, наверное. — С. З.) за эти автобусы — они стоят 100 млн. Все с пандусом — для коляски, велосипеда. Город Орел их полюбит. Всё должно быть прозрачно — чего прятаться? Я разговаривал с УКХ, говорят — забирайте остановки, убирать их будете. Будем рекламу размещать. Миллиона 3–4 в месяц на рекламе можно заработать. У ТТП нет ничего, кроме столбов.
Результат будет осенью. СМИ пишут не все моменты, которые видят.
Заместитель (одна из четырех) председателя горсовета Раиса Валерьяновна Дубровская:
— Скептики говорят, что из Москвы хлам привезли.
— Автобусы в отличном состоянии. МАНовские двигатели на «ЛиАЗе», коробка импортная, мосты все импортные. «ЛиАЗовская» только жестянка. Такой автобус миллион может проходить. Да, какой-то прошел 300 тысяч, какой-то — 600, 700. Два–три года проходят на благо города, а затем… Из бюджета области, я не знаю, города надо брать… Хотя город и так находится в этом… Но надо все-таки обновлять парк. Может, и сами сможем брать под кредит. Автобусы в хорошем состоянии.
Я бы маршрутную сеть Орла полностью пересмотрел. Все должны быть в равных условиях. Почему муниципальное предприятие берёт то, что осталось, а другие снимают сливки?
* * *
Выступление Андрея Николаевича Митина — нового генерального директора орловского муниципального трамвайно-троллейбусного предприятия было сбивчивым, чувствовалось, что Андрей Николаевич любит и умеет зарабатывать деньги, но в электрохозяйстве разбирается слабо, однако его энтузиазм и искреннее желание — а главное, уверенность, что это желание осуществится — возродить былую мощь ТТП и даже её приумножить на радость городу, — подкупали.
Дынкович, правда, портил. Для начала заметил, что восторженный выступавший практически ничего не сказал про троллейбусы и трамваи, которыми поставлен руководить, а всё время поет осанну автобусам, а затем поинтересовался и судьбой подержанных московских «ЛиАЗов»:
— Два-три года для транспорта — это ничто. Что дальше будет?
Какой-нибудь нудный предыдущий руководитель МУПа — типа Юрия Викторовича Гордюшина, который на ТТП провёл чуть ли не всю свою сознательную жизнь, — полез бы в какие-нибудь цифры и всех бы утомил, но Андрей Николаевич ответил так бодро, что я просветлел:
— Жить надо одним днем, сейчас.
С философской точки зрения это, безусловно, правильно.
После выступления депутаты, за исключением, пожалуй, всегда оптимистично настроенной Раисы Валерьяновны Дубровской, не разделили энтузиазма Андрея Николаевича Митина. Говорили так: «97 млн. (рублей долга только за энергетику, числящегося за МУПом. — С. З.) он сам никогда не закроет. Зарабатывает — красит, сейчас начнет косить, но его основная задача — возить людей». «Ну, выйдут эти 50 автобусов, а какие маршруты им достанутся? А если в убыток сработают?».
Потом депутаты долго рядились, какую резолюцию принять, будто это что-то меняло, и к сути уже прозвучавшего ничего не добавили.
Я поинтересовался у Ивана Дынковича как у закоперщика мероприятия, остался ли он доволен новым генеральным директором муниципального предприятия Андреем Николаевичем Митиным, и не удержался, чтобы не поделиться собственным впечатлением:
— Давно я не слышал такого государственника, как Митин. Немедленно его в компартию нужно принять.
И. Дынкович оказался другого мнения:
— Я бы расширил тему. Кадровая скамейка Орла, да и, наверное, Орловской области, настолько скудна, что власть тасует давно известных людей. Митин, например, уже руководил ПАТП 1, печальная судьба которого известна. Ничего нового не появляется. Система, о которой постоянно по телевизору говорят — всякие там ключевые показатели эффективности руководства, разные школы управленцев — на практике выливается в то, что ворон ворону глаз не выклюет. Всюду расставляют людей, которые, видимо, кому-то удобны. Что касается ТТП, то меня поразило различие между прежним гендиректором Ю. В. Гордюшиным, профессионально разбирающимся в проблемах предприятия, и новым — А. Н. Митиным. Митин говорил о заработке на покраске, водной глади озера Светлая жизнь… Ему нужно было в МУП ЖРЭП (Заказчик) идти управлять. Не было сказано ничего конкретного про электротранспорт. Всё упирается в 50 списанных московских автобусов, которые неизвестно по каким маршрутам еще будут ездить.
— А меня поразило, прошу прощения, как мямлили, другого слова не подберу, представители транспортного отдела городской администрации. Как всё это может поехать, если автобусы не заявлены в маршрутную сеть?
— Я не знаю, по какому критерию отбирают туда людей, в течение пяти лет я постоянно с ними в сложных отношениях, поскольку хочу добиться конкретики, а руководитель уходит… Я думал, что хуже быть не может, но они всё хуже и хуже. На комитете руководитель транспортного отдела сказал, что автобусы поедут. Мой вопрос — как они поедут, если, во-первых, все маршруты проторгованы, и по ним уже ездят? Во-вторых, если поедут, тогда нужно менять ваши же требования — что автобус должен быть не старше пяти лет, что у него должен быть такой-то пробег. А как вы это сделаете? — ведь бизнес сразу в антимонопольную службу письмо выкатит, и вы в судах погрязнете. Никакого ответа не последовало.
— Вот это и меня поразило, в частности. На чем основана уверенность Митина, что автобусы пойдут, да еще 1 июня? Митин — ладно, это его проблемы, но я не услышал ответа от всех, кто участвовал в заседании комитета. Вопрос простой, даже примитивный: у вас подготовлено порядка пятидесяти автобусов (опускаем до сорока с учетом тех, что на запчасти пустят), но по каким маршрутам они пойдут и на каком основании, если они не участвовали в конкурсе?
— Ответа нет.
— Заправят бензином, водрузят флаги и колонной пойдут по городу, чтобы радовать жителей?
— Никаких разрешительных механизмов администрация не дала, она и не может их дать.
— Единственный механизм — нарушить закон, а всем надзирающим органам закрыть на нарушение закона глаза? Потом меня поразил момент, который уже превратился в традицию. Убила, во-первых, фраза «мусорные маршруты» из уст ведущего заседание Нерушева Тимура Алексеевича («Единая Россия»). Вообще-то, по этим маршрутам, какие бы они ни были невыгодные, людей возят. А пора¬зило вот что: каждое второе выступление начинается с сетований: «Администрация не может навести порядок с частными перевозчиками». Пардон, а почему она не может навести порядок с частными перевозчиками? Если администрация не может, почему депутаты не могут заставить администрацию навести порядок с частными перевозчиками? Каждый день говорят — после восьми — девяти вечера уехать маршруткой невозможно. И это в течение нескольких лет!
— Видимо, лоббистские, финансовые и властные возможности у конечных бенефициаров, которым принадлежат эти маршруты, превышают возможности администрации и горсовета вместе взятых. И администрации остается жевать пятилетнюю жвачку. Мне бы на месте Новикова и Муромского было стыдно.
— Ну и кто после этого поверит, что будет реанимирован муниципальный электротранспорт, который, в отличие от маршруток, доходов не приносит, с общим долгом в 120 млн., с подстанциями, которые гниют, и с работами еще не несколько десятков миллионов, которые необходимо делать в ближайшем будущем?
— Веры нет ни работникам администрации, которые ведут эту строчку, ни новому директору, потому что пока он строит замки на песке.
— Нет, конкретные предложения были — 50 млн. с нацпроектов, 40 млн. — на дополнительных работах. Целых 90 млн. свалились с неба.
— В нацпроекты надо заходить в начале года, а не говорить о них в начале лета.
— Единственное, что мне понравилось на этом заседании, помимо злых вопросов Дынковича, которые портили всем настроение, — меня по-человечески порадовала, даже растрогала пионерская возбужденность Митина. Он напоминает энтузиаста, с головой окунувшегося в дело, которое ему совершенно незнакомо; и всякий человек, в этом деле разбирающийся, понимает — мальчик, ты либо утонешь, либо тебя с трудом откачают; мне его жалко уже. Но Митин не мальчик, значит, какие-то бонусы для себя он уже видит. Единственный пока различимый бонус заключается в том, что он будет ответственным за праздничную утилизацию московских автобусов, на доставку которых в Орел местный бюджет уже потратился. Теперь эту утилизацию нужно подать в виде мероприятия, которое порадует всех жителей города. Вопрос — как это сделать. Года два-три автобусы проездят, затем выработают свой ресурс, праздник забудется, но к этому времени и ТТП, видимо, сдохнет.
— Два года эти автобусы вряд ли проездят. Но даже если проездят, Митин так и не ответил, что дальше… Надо на позитиве заканчивать: пусть Андрей Николаевич направит свой энтузиазм не только на 50 автобусов, которые не имеют никакого отношения к ТТП, руководить которым его назначили; пусть он будет тем, кто поставит и наши речные трамвайчики на водную гладь. Это будет реальное практическое дело. Мне кажется, решить проблему с одним пароходом гораздо реальнее всего, что Андрей Николаевич говорил на комитете. К 5 августа пустить по Оке хотя бы один речной трамвайчик с флагом. Пусть хоть сам Митин его ведет.
— И гендиректора будет чем вспомнить.
— Да.
Заседанием комитета
по экономической политике
Орловского горсовета
интересовался
Сергей ЗАРУДНЕВ.