Красная строка № 11 (447) от 13 апреля 2018 года
Россия «на игле» импорта
Господа Греф и Фурсенко в один голос заявляют: не надо россиянам «высокого образования», как в СССР, когда готовили человека-творца. Сегодняшней «элите» в качестве рабсилы нужен «средний гражданин», умеющий справляться с «закручиванием вентилей» на нефте- и газопроводах. Какова постановка задачи — таков и результат: в современной России почти не осталось своей гражданской электроники — есть только «отвертка». Производство легковых авто — тоже сборочное производство под иностранным контролем. Даже гражданское авиастроение — все та же «отвертка». Ведь так называемый отечественный «Суперджет», например, состоит из импортных компонентов: двигатели, электроника, кресла, электроприводы — все зарубежного производства. Даже красить гоняли в Италию.
В столице уничтожают «ржавый пояс», т. е. промышленные предприятия. Нет двух станкостроительных заводов. В одном из них теперь разместилась самая «длинная» барная стойка в Европе. Где знаменитые московские часовые заводы — «Первый» и «Второй»? А ведь их механизмы покупали и Япония, и Швейцария. Уничтожен завод по прокату алюминиевой фольги возле Шуховской башни. Нет телевизионных заводов со всем шлейфом технологий. Об «АвтоЗИЛе» и «АЗЛК» уже сказано выше. На знаменитом «Динамо» по выпуску электродвигателей с середины 90-х — «барахолка» под крышей.
Да что там в столице! В Орле торговых площадей на 1000 жителей больше, чем в Европе, в два раза с лишком! Вместо «Янтаря» — торговые центры «Атолл» и «Водолей», да еще кафе и рестораны.
А ведь мог бы жить и работать ОЧЗ «Янтарь». В свое время он и продукцию начал осваивать современную — учетный механизм для бытовых счетчиков газа и жидкостей.
В угоду японской фирме «Сейко-Эпсон» обанкротили завод УВМ им. К. Н. Руднева. Пришли к управлению имуществом Орловской области бывшие преподаватели «политэкономии» — и не стало в Орле промышленного производства.
После введения арбитражного управления на УВМ с января 1996 года «Сейко-Эпсон» увеличила цены на свою «знакосинтезирующую» печать почти на 50%. Конкурент-то исчез! А главное, загубили великолепную автоматизированную технологию изготовления двух видов печатающих головок. Оборудование практически раскурочили в 1996—1997 г.
Пока еще не всё превратили в «атоллы», банковские офисы, «базары», пока еще можно найти токарей и фрезеровщиков, пока еще сохранился потенциал специалистов по ЧПУ и наладке, надо решать проблему рабочих кадров. Это сегодня, как минимум, — оператор трех- или пятикоординатного станка с вузовским техническим образованием. В свое время, заканчивая Орловский машиностроительный техникум, на 4 курсе мы год учились на рабочих местах токарями, фрезеровщиками и т. д.
Существовали в стране две академии: Общественных наук при ЦК КПСС и Народного хозяйства при Совмине СССР. Они выпускали штучный «товар»: для партийно-идеологической работы на высших ступенях партаппарата и для высших руководителей в народном хозяйстве. На весь 280-миллионный СССР эти две академии выпускали по 380—450 человек в год специалистов. Сегодня, соединив эти два вуза, получили РАНХиГС с 13 филиалами по России, куда принимают сразу после средней школы. Так вот, за всю историю АНХ при Совмине СССР в Орловской области ее окончили 4 человека. Академию общественных наук тоже, думаю, не многим больше. А сейчас? Только успевают дипломы выдавать!
Думаю, что сегодня надо возрождать Ассоциацию «Черноземье», и не просто на бумаге (формально она существует с юрадресом в Воронеже).
…Еще одно перспективное направление — переработка «отходов» животноводства в биогаз с улучшением характеристик органического удобрения.
Третье направление — решение вопроса по «Дормашу». Нужно провести переговоры с брянским «Арсеналом» о совместном производстве и затем прорешать вопросы с руководством республики Белоруссия, где президент ставит задачу комплексного производства дорожно-строительной техники. А на «Арсенале» в Брянске выпускаются не только автогрейдеры, но и другие машины.
Четвертое направление — наладить производство коробки передач для автогрейдера и изготовление бортовых редукторов на базе орловского завода «Автосельмаш».
И главное, что необходимо сделать — это превратить представительство Орловской области в Москве в «штаб» при правительстве РФ, который занимается поиском заказов для развития промышленной и сельскохозяйственной Орловщины. Посмотрите, как работал такой «штаб» Тамбовщины, когда его возглавлял мой коллега по УВМ — В. Евдокимов! А у нас это представительство возглавляли то экс-депутаты, то учителя, то вообще непонятно откуда появившиеся «спецы».
И еще раз повторюсь — надо возобновить деятельность Ассоциации «Черноземье»! В рамках этой организации на базе пустующих производственных площадей возможно открытие производства современного энергосберегающего трамвая. При этом освоение нового вида электродвигателей и части электроприводов можно организовать на ливенском «Промприборе». Спрос на такую продукцию будет, ведь трамвай во всех восьми городах Черноземья, включая Брянск и Тулу, — это один из главных видов городского транспорта.
Грядет программа запуска мусороперерабатывающих заводов. Пока, правда, под эгидой Ростеха. В Японии эта корпорация планирует закупить пять заводов на 500 млрд. рублей. Но есть наша технология, российская, более чистая экологически и в разы дешевле. Тут правительству области и карты в руки: ищите выходы и объединяйте усилия с людьми, борющимися за экологию.
Как еще загрузить пустующие производственные площади? Можно освоить изготовление передвижных пунктов «варки» корректирующей эмульсии для асфальта. Она помогает дорожному покрытию выдерживать перепад температур в осенне-зимний период. И технология производства этой эмульсии наша, отечественная.
Если сегодня не развивать производства ряда отраслей, то страна не двинется вперед. И главное в любом производстве — это подготовка производства средств производства. Это основа ВВП любого государства. Это и спрос на рабочие профессии. Будет такое производство — сразу понадобятся и слесари-инструментальщики, и шлифовщики, и резьбошлифовщики, и операторы металлорежущих станков (трёх- и пятикоординатных), а также токари и фрезеровщики, универсалы координатчики и другие профессии. И роботы с «цифрой в голове» их не заменят. Китай это доказал своими 30 медалями именно в этих дисциплинах на «WorldSkills-2017». А у нас основную вузовскую специальность машиностроения — «Технология машиностроения, станки и инструменты» исключили из университетской программы: не модно!
Когда-то экономисты всего мира заговорили о волнах развития жизненных циклов соответствующих технологических укладов, определяющих качественное изменение производственных сил. По Кондратьеву, например, все определяет длинная 50-летняя волна, внутри которой есть «корректирующие» средние и короткие волны. Так вот где-то в 1966—68 году началось усиленное развитие электроники и приборостроения на основе микроэлектроники, развитие получила вычислительная техника. Внутри этой «длинной волны» пятнадцатилетние и семилетние волны усовершенствовали эти технологические уклады до практического совершенства. Но, да простят меня теоретики «цифровой экономики», без подготовки производства и разработок новейших видов продукции авиа- и ракетостроения гражданского и военного назначения, приборостроения, станкостроения, автомобилей — никакого развития страны не будет.
К началу 2020-х годов начнут вступление в новую длинную волну нового технологического уклада развитые страны, в первую очередь — Китай и США. Это новое станкостроение с максимальным использованием обработки детали на «одной установке» по «конструкторской» базе, совершенствование робототехники. «Цифровая экономика» на производстве — это оцифровка конструкторской документации, возможность передачи сразу на станок совершенной программы обработки детали в трех и пяти координатах с высокой точностью позиционирования инструментов. Но без участия и контроля со стороны высококвалифицированного оператора — это «маниловщина».
2018—2020 гг. будут для США, Китая, Индии и других государств своеобразными «электромагнитными приводами» ускорения экономик, так как в этих странах сейчас обращают внимание не только на развитие технологий, но и на взаимоотношения «элит» и населения, развивают инфраструктуру, экологию и логистику перемещения товаров, услуг и трудовых ресурсов. Сегодня во всем мире звучит идея: «Гармонизация производственных отношений в целях максимизации общего блага — это ключевая характеристика социального устройства государства». Но у нас в стране пока нет никаких признаков понимания и восприятия подобных лозунгов.
Современная России превращается в потребителя плодов чужих рук. Куда не кинь взгляд — импорт, импорт и еще раз импорт. Россия «на игле» этого импорта. И с этим надо срочно что-то делать. Пока не поздно.
В. Грачев.