Красная строка № 3 (354) от 29 января 2016 года
«Сартаковская мадонна»
Две старушки сидят в избе, в которой из относительно современного антуража — только приемник начала 80-х годов. Включают, льется песня про «рязанскую мадонну — солдатку в двадцать лет». «И матери, и жёны… Дороги без конца… Рязанские мадонны — прекрасные сердца!». Выключают.
— А мы чем не мадонны? — восклицает одна. — Только сартаковские! (По названию деревни).
Другая берет альбом с фотографиями, открывает, произносит:
— А ведь будто вчерась это было… Будто вчерась…
Стол с приемником затемняется, а иной антураж и менять не надо, и мы — зрители — вместе с актерами погружаемся в довоенную и военную пору.
Русская деревня, женщины, оставшиеся без мужей. Трудное, страшное и всё равно счастливое время. И сказанное «будто вчерась это было…» проходит сквозь весь спектакль. Смерти, надежды, боль и радость — всё это было вчера. И война, такая далекая, начинается на твоих глазах, внезапно становясь жуткой будничной реальностью…
В спектакле заняты девять актёров трех орловских театров. Режиссёр — Павел Минаков, сам исполнитель одной из главных ролей. Продюсер — Валерий Сергеев, автор сюжета — Владимир Исайчев.
Он создал пьесу-воспоминание. Ничего не придумано, всё так и было, все герои — реальны. Выйдя к актерам, которым аплодировали зрители после финальной сцены, Владимир Исайчев пожмёт руку герою — мальчишке-гармонисту и назовёт его братом. Прозвучало неожиданно. Но автор пьесы не рисовался, на сцене воссоздали историю его семьи, часть истории, историю его родной деревни, историю всей страны, пережившей великую и страшную войну.
Гимн русской женщине, прекрасным русским людям? Да, но звучит как-то банально и излишне выспренно. Просто правда. А когда рассказывают про правду чистых сердцем людей, можно обойтись и без лишних красивостей. Такая правда сама по себе прекрасна. Смотришь, сопереживаешь. А ведь, действительно, все это было будто вчера…
Почему премьера спектакля, повествующего о жителях нижегородской деревни, состоялась в орловском театре «Русский стиль»? Разобьём ответ на две части. В «Русском стиле» потому, что все остальные орловские театры закрыты. А в выборе географии заложена символика. В Нижегородской области Ока заканчивается, в Орловской она начинается. А фонд, который финансировал спектакль, так и называется — «Возвращение к истокам».
29 января «Сартаковскую мадонну» покажут в Москве, затем повезут в Нижний и другие города. Посмотрят пьесу и односельчане героев пьесы — сартаковские жители, их на нижегородскую премьеру пригласили особо.
Кстати, билеты в «Русский стиль» не продавались. Вход — по бесплатным приглашениям. В этом тоже виделась редкая по нынешним временам и потому приятная символика. Вы будете удивляться, но в «Сартаковской мадонне» герои, которые хотели на чём-то «заработать», несимпатичны.
Сергей Заруднев.