Орловская искра № 35 (1256) от 17 сентября 2021 года
Социальная политика: не всё так просто…
В мае прошел областной форум КПРФ «Новый формат. Новые решения». Недавно так называемая стратегическая сессия рассмотрела проблемы, озвученные на этом форуме в секции «Социальная политика».
Мы беседуем с депутатом Орловского городского Совета от фракции КПРФ, председателем Совета ОРО ООД «Всероссийский женский союз — Надежда России» Мариной Франко — разработчиком социальной повестки майского форума и модератором стратегической сессии.
— Марина Федоровна, можно ли сказать, что правительство Орловской области приняло все рекомендации майского форума по теме социальная политика, и что региональная власть готова приступить к их исполнению?
— Скажем так: руководители социального блока правительства — а это и департаменты соцзащиты, здравоохранения, и управления общего и профессионального образования, социального обслуживания населения, труда и занятости — все разделили нашу озабоченность и согласились с необходимостью совершенствовать систему государственного управления в этой сфере. Но представители власти продемонстрировали нам и свое видение поставленных на форуме проблем. И это тоже было полезно с точки зрения объективного подхода. Увы, не все так просто.
— Например?
— Ну, например, такая серьезная и болезненная тема, как восстановление в полном объеме государственной системы охраны здоровья матери и ребенка. Прежде всего — на селе. Ведь сегодня все специалисты— медики, относящиеся к этой сфере, принимают пациентов только в райцентрах. Но оптимизация медицинских учреждений — это не причина, а следствие той системы охраны здоровья матери и ребенка, которую заложили на законодательном уровне федеральные власти. Суть в том, что сегодня зарплата любого врача должна соответствовать строго определённому количеству пациентов, которых врач принимает. Если их мало, врача переводят в более крупный населённый пункт, где он сможет обслужить установленное законодательством количество пациентов. Вот откуда — оптимизация медицинских учреждений в сельской местности.
— То есть иными словами, если врачей оставить в каждом маленьком населенном пункте, где в них нуждаются люди, то эти специалисты не смогли бы заработать и свой оклад?
— Именно так. Но поскольку по закону врач не может получать меньше установленного оклада, сокращаются медучреждения, а специалистов концентрируют в одном или нескольких более-менее крупных населённых пунктах, чтобы пациенты к ним ездили со всей округи. Мы же считаем, что такой жесткой зависимости между заработком врача и количеством пациентов быть не должно. Работа в деревне должна оплачиваться сполна независимо о того, сколько там живет потенциальных пациентов. Но тут региональные власти нечего не могут изменить. Нужно выходить с законодательной инициативой на федеральный уровень.
— Значит сегодня система не хочет платить врачу лишние деньги ради того, чтобы он был поближе к людям и имел возможность в любой момент прийти на помощь?
— Увы.
— Среди рекомендаций майского форума есть и такая: вернуть успешно функционирующий механизм дополнительного образования — бесплатные кружки и спортивные секции на базе школ. Но все это есть в Домах творчества в каждом районе города Орла, например. В советское время не было этих центров дополнительного образования. Но были кружки при заводских ДК и в школах. Но разве что-то существенно изменилось?
— Нам бы хотелось вернуть в школы не просто кружки и секции, а восстановить систему «продленок», то есть возродить группы продлённого дня.
— Это так актуально?
— Более чем. Ведь сегодня в семьях практически некому смотреть за ребёнком после окончания основных уроков. Даже бабушки и дедушки вынуждены работать! Но проблема в том, что в нынешних условиях такая форма работы как группа продлённого дня законодательством не запрещена, но формируются она по заявке школы и за счет средств местных бюджетов. Проще говоря, эта забота отдана полностью на усмотрение местной власти. Если есть деньги и желание — пожалуйста, принимайте решение, открывайте и группы продлённого дня, и кружки, и секции. А что делать, если таких средств не хватает?
— Как в Орле, например…
— Но знаете, что самое удивительное? Депутаты местных Советов в Орловской области дружно голосуют за организацию горячего питания школьников с первого по 11 класс — и питание организовывается. У нас в регионе не кормят детей только в Орле, в Орловском районе, в Ливнах и Мценске и, кажется, еще в Покровском районе. А ведь эта социальная услуга тоже зависит исключительно от финансовых возможностей на местах. Но выходит, в большинстве районов области эти средства находят? Значит можно найти, если очень захотеть? Лично для меня это было большим открытием на стратегической сессии.
— А что же говорит по этому поводу региональная власть?
— А так и говорит: все в руках местных Советов. Если они сочтут возможным кормить детей в школах и обеспечивать им после уроков необходимую заботу в группах продлённого дня — пожалуйста. Региональная власть готова помочь, если будут представлены аргументированные предложения с мест.
— Значит спрашивать надо прежде всего с местных депутатов, утверждающих бюджеты?
— Получается так. Но, на наш взгляд, в том и кроется порок. В нынешней системе социальной защиты очень много таких пунктов, где эффективность ее работы зависит либо от наличия денег в местных бюджетах или в каких-то еще источниках, либо требует софинансирования, то есть, опять же — определённой финансовой состоятельности местной власти. А откуда она возьмется в разоренной глубинке! Отсюда и проблемы.
Мы, например, на форуме пришли к однозначному выводу о необходимости выработать единый подход к работе взрослых и детских центров реабилитации. У нас на всю область один единственный государственный центр реабилитации детей-инвалидов. Да, формально он принимает всех нуждающихся. Но, скажем, из Долгого невозможно регулярно возить ребенка в Орел для проведения реабилитационных мероприятий. Как говорится, не наездишься! И в правительстве Орловской области в полной мере сознают серьезность этой проблемы.
И подвижки есть: на базе центра создана школа «Особое родительство» — для родителей детей-инвалидов. То есть взрослых родственников учат тому, как в домашних условиях проводить те же реабилитационные мероприятия — насколько позволяют эти условия, конечно. По большому счету — это только первые шаги на пути к решению проблемы. Нужно создавать разветвленную систему реабилитации по всей области. В регионе пока не хватает межведомственного взаимодействия. Реабилитационной помощи не достаёт детям-инвалидам со сложной сочетанной патологией. Достаточно сказать, что на Орловщине все больше выявляется аутичных детей. А тут очень важна ранняя диагностика и квалифицированное педагогическое сопровождение с первых шагов. Между тем, в районах области специалистов по аутизму нет вообще. В глубинке аутичные дети и их родители оказываются изолированными от общества.
Но если пока нет возможности создать полноценную, разветвленную систему государственной поддержки и реабилитации детей-инвалидов, то может быть, стоит материально и организационно поддержать негосударственные организации, которые ведут ту же работу? И на стратегической сессии мы получили от представителей орловского правительства принципиальное согласие по этому пункту.
— Какие еще проблемы, озвученные на майском форуме, обсуждались с участием областных чиновников социального блока?
— Мы выступаем за возвращение доминирующей роли государства в системе социальной защиты населения. Ведь только при этом условии можно, например, сделать действительно существенной мерой поддержки выделение земельных участков многодетным семьям под застройку. Без обеспечения этих участков инженерной инфраструктурой и дорогами — все это только полумера, причем зачастую неподъемная для многодетных семей.
Или такой пример. Лишь при максимально полном участии государства можно действительно восстановить существовавший долгие годы порядок предоставления детям трудящихся путевок — в здравницы и детские лагеря отдыха — за счет Фонда социального страхования. Только государство способно обеспечить молодых родителей действительно весомым пособием при рождении ребенка. На наш взгляд, это должна быть сумма не менее 100 тыс. рублей.
— И правительство Орловской области согласилось с вами?
— Скажем так — мы нашли точки соприкосновения.
Беседовал А. Градов.