Орловская искра № 43 от 8 ноября 2019 года
Стратегия выбрана правильно
Губернатор Орловской области Андрей Клычков выступил 6 ноября 2019 года с Инвестиционным посланием, в котором подвел итоги социально-экономического развития Орловской области за 2019 год и обозначил перспективы развития на 2020-й. «Орловская искра» попросила прокомментировать это событие члена комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам В. Н. Иконникова.
— В комментариях к ивестпосланию А. Клычкова подавляющее большинство экспертов и политологов, в целом, дают положительные оценки. В то же время некоторые оппозиционные политики не разделяют оптимизма и говорят о проблемах. Каково ваше отношение к инвестиционной стратегии губернатора Орловской области?
— На самом послании я не смог быть, поскольку находился в Москве на пленарном заседании Совета Федерации, но текст внимательно прочитал. Послание рационально и оптимистично. В этой части можно согласиться с комментариями большинства экспертов.
— Это второе Инвестиционное послание А. Клычкова с октября 2017 года, когда, по указу президента, он стал врио губернатора. Что прозвучало нового?
— Важно, что, наряду с оценкой исполнения предыдущего послания, ставятся реальные задачи социально-экономического развития области. При этом они не абстрактные, а с конкретными целевыми показателями в отраслевом разрезе. Это и есть региональное планирование социально-экономического развития Орловщины, которое широко и повсеместно применялось в Советском Союзе (а исполнение плановых показателей для руководителей было тогда законом). И здесь губернатор проявляет государственное и стратегическое мышление, трансформируя его в стиль управления, новый для нашего региона.
Главный инструмент для решения большинства социальных проблем орловцев — областной бюджет. Команде А. Клычкова удается нивелировать дисбаланс областного бюджета, связанный с долговой нагрузкой. Удалось за 2019 год уменьшить расходы на обслуживание долга, началось его сокращение, а ведь все предшественники нынешнего губернатора долги только наращивали. С 2017 года долг сократился на 24%. Договорились с Минфином и заместили дорогие коммерческие кредиты в сумме 4,129 млрд. руб. на почти бесплатные бюджетные. За два последних года экономия составила 550 млн. рублей, а в 2020 году сэкономим еще 75 млн. руб. за счет сокращения ставок по коммерческим кредитам. Грамотная работа с бюджетом помогает направлять сэкономленные средства на решение многих социальных задач, определенных расходными полномочиями Орловской области.
— В прошлом послании губернатор поставил задачу создать особую экономическую зону в Мценском районе и задачу эту решил. Как строилось взаимодействие с правительством, ведь окончательное решение принималось там?
— А. Клычкову удалось выстроить рациональное взаимодействие с министерствами и в целом с членами федерального правительства. Его слышат, понимают и помогают решать многие проблемные вопросы. Благодаря этому завершена четырехлетняя стратегия создания условий для развития Мценска. Решения по созданию территории опережающего социально-экономического развития «Мценск» и особой экономической зоны «Орел» — серьезный прорыв для Орловщины.
— Ваш законопроект 2016 года, принятый Государственной Думой, создал законодательные предпосылки для решений по Мценску…
— Да, на первом этапе, в части разработки закона и его принятия. Но вся остальная работа — усилия губернатора и его команды. Я рад, что все вместе мы смогли создать особый экономический режим в Мценске, который откроет большие инвестиционные возможности для нашего региона.
— Но есть и критики инвестпослания…
— Это нормальное явление. Критика должна быть как элемент конкурентной среды. К ней нужно относиться спокойно, взвешенно и реагировать на конструктивные предложения. У А. Клычкова такая же позиция. Ведь не случайно в народе говорят: «Кто не работает, тот не ошибается». Но при этом надо понимать, что не всё зависит от губернатора. Следует учитывать макроэкономические факторы, которые влияют на социально-экономическую жизнь области, а по ним решения принимаются не в Орле.
Местные органы власти не могут их изменить или серьезно на них повлиять. Федеральные законы, постановления правительства, решения Центрального Банка и других федеральных органов власти определяют социально-экономическую политику федерального центра. Её проявления мы видим в безработице, снижении уровня жизни, усилении налогового пресса и социального расслоения. В большинстве своем население, оппозиционные политики критикуют за это власти на местах, не понимая их уровня ответственности и во многом ассоциируя местную власть с федеральной.
Я считаю, что направления стратегии в Инвестиционном послании выбраны правильно. При этом губернатор остается верен себе — с самого начала работы в Орловской области он задал главный ориентир — в центре внимания областных органов власти должен стоять рядовой житель Орловщины. А. Клычков этого добивается.
Артём Пшеничников.