Орловская искра № 6 от 15 февраля 2019 года
Те же и Кристенсен
Действия орловских правоохранителей, совершённые в соответствии с буквой закона, то есть безупречные или почти безупречные по форме, тем не менее, зачастую становятся прологом долгоиграющих историй, последствия которых бывает трудно предсказать. Почему так происходит — загадка, объясняющаяся или особой орловской атмосферой, где рутина так тесно переплетается с разного рода неожиданностями, что дважды два не во всех случаях даёт после знака равенства четыре; или этому феномену есть какое-то другое объяснение, однако факт остается фактом — время от времени Орловщина радует мир приговорами, разговоры о которых если не затмевают суть дела, то так далеко выходят за его границы, что порождают новую тему.
Так было с уголовным делом «кромского поэта» А. Бывшева, обвинённого в экстремистских взглядах, после чего поражённый мир узнал не только о существовании Кром, кромской поэзии, но и кромского экстремизма, выплеснувшегося на просторы вселенной и потащившего туда за собой Россию и ее власти.
То же произошло и в случае с членом «Свидетелей Иеговы» датским подданным Д. Кристенсеном, на днях приговоренным Железнодорожным судом г. Орла к шести годам лишения свободы за организацию деятельности экстремистского сообщества, каковым «Свидетели Иеговы» стали в России в 2016 году.
Эта история отозвалась комментариями на десятках, если не сотнях интернет-сайтов, породила материал в газете «Вашингтон Пост» и даже реакцию чиновницы в ООН. Казалось бы — Орловщина вновь на коне, однако шлейф из информационных выбросов оказался столь длинным и противоречивым, что впору вновь задуматься об особой местной специфике, превращающей утверждение в вопрос.
Формально к приговору нет никаких претензий. «Свидетели» — в запрете, датчанин Кристенсен это знал, но всё равно продолжал упорствовать — вёл и организовывал запрещённую российском законом на российской территории работу, за что и получил. Причём, если говорить об уголовном сроке, по минимуму — по максимуму дают за те же дела «десятку». Но в современном мире, облик которого во многом формируют не факты, а их интерпретация, смешно было надеяться, что «цивилизованный мир» промолчит.
То, что у датского Денниса рыльце в пушку, явствовало уже из того, что арестовали «иеговиста» в мае 2017-го, осудили в феврале нынешнего 2019-го, и за эти более чем полтора года никто не торопился делать из подследственного узника совести. Но и наши хороши! Пресс-службы, которых сегодня нет разве что у бедных ЖЭКов, нужны ведь не только для того, чтобы информировать общественность об идеальной работе начальства, но и в целях предотвращения отложенных во времени информационных взрывов. Реакция «мирового сообщества», враждебного современной России и её власти, на приговор иностранному гражданину могла быть только враждебной. И что мы за эти почти два года, прошедшие со дня ареста Денниса, услышали от наших властей и их информационных рупоров про деструктивную деятельность датчанина? Трудно что-то вспомнить. Неужели нечего было рассказать? Наверняка было и есть, но работать не хочется, правда?
А Запад гораздо трудолюбивее и, похоже, в этой сфере умнее. Там, если ставят цель, то, прежде всего, обеспечивают её информационное сопровождение. В пропаганде, как известно, правду умело дозируют с э-э… не совсем правдой, если нужно противника совсем сильно уесть. Вот, например, в уже упомянутой статье из «Вашингтон Пост» среди прочего цитируют некоего представителя Европейской ассоциации «Свидетелей Иеговы» Ярослава Сивульского, который утверждает, что Кристенсена в России судили за то, что он «читал Библию, молился и вел нравственный образ жизни». Нам смешно, а читатели «Вашингтон Пост» скушают.
Дело Кристенсена становится лишь отправной точкой для рассуждения журналиста о наступлении российского государства на личные права и свободы граждан, когда ничто, даже иностранный паспорт не спасает от репрессий. Кстати, с этого, «Вашингтон Пост» и начинает, сразу подчёркивает, что беспрецедентно большой срок (по меркам последних лет) в г. Орле, «что к югу от Москвы», получил именно иностранный гражданин. Чего, дескать, тогда ждать бедным местным? Читатель — в ужасе и уже забывает о Кристенсене, когда подходит к заключительным абзацам текста, рассказывающим о том, что в нижней палате российского парламента «Думе» находится проект закона, призванного «отделить русский (российский) интернет от остального мира».
Есть и отсылы к «советским корням» преследования инакомыслия, рецидив чего, делается вывод, наблюдается в России ныне. После чего в голове у публики формируется жуткий образ современной российской власти — эдакого реинкарнированного Ивана Грозного в сталинской шинели, неизбывной угрозы цивилизации!
Что можно упомянуть в качестве российской или хотя бы российско-орловской контрпропаганды? Применительно хотя бы к одному «датскому делу»?
Почему не рассказать о тоталитарных методах управления в общинах «Свидетелей Иеговы», не оставляющих вообще никакого места для личных свобод, если представления об этих свободах не совпадают с линией руководства, штаб-квартира которого, кстати, находится в США? Не добавить несколько слов, расширяя тему, о странной теологии иеговистов? Контрпропагандой, и довольно успешной, можно заниматься даже сейчас, когда залпы из разных калибров по России уже отгремели.
Например, за Кристенсена вступились в ООН. А там знают, что, по глубокому убеждению «свидетелей», не признающих помимо Иеговы никакой власти, не служащих в армии, отказывающихся голосовать и даже переливать себе кровь (чтобы, надо полагать, не разбавить чем-то гадким свою спасительную идентичность), сама ООН есть «зверь багряный», «мерзость перед Богом», которую ждет божий гнев и уничтожение?
Может, и знают, поэтому попытки заступиться за «мученика» не очень ярки и убедительны. Так… Воспользовались ещё раз возможностью пнуть Россию за её нетолерантность. Казалось бы, обычная история, попинают и забудут, пока не появится новый повод попинать. Нам ли привыкать? Но в нашем лесу — куча собственных заморочек. Та же «Вашингтон Пост» цитирует Владимира Путина, заметившего в конце прошлого года, что не понимает, каким образом «Свидетели Иеговы» попали в список запрещённых организаций, ведь они «тоже христиане», «за что же их преследовать».
Странно, что ни патриарх Кирилл, ни батюшка из сельского прихода, где тоже бывает президент, ни какой-нибудь светский помощник не имели случая объяснить нашему лидеру, что «Свидетели Иеговы», которые «тоже христиане», на самом деле Иисуса Христа Богом не считают. То есть они, строго говоря, вообще не христиане.
Тем не менее, поручение разобраться с историей включения «иеговистов» в список запрещённых организаций дано. И что, если «разберутся» до степени амнистирования? Вот это будет номер! Система координат на карте борьбы с экстремизмом если не разрушится, то существенно поменяется. Правильно ли это? В таком деле, как борьба, хорошо бы иметь долгосрочные ориентиры.
Нужно в этом учиться у Запада. Там столетиями гнут свою линию. И подробно об этом рассказывают.
Сергей Заруднев.