Орловская искра № 12 (1380) от 29 марта 2024 года

Теракт показал

Системные проблемы правоохранителей, о которых и так все знали

В обществе продолжают обсуждать детали трагедии, задавая главный вопрос: как правоохранители могли такое допустить?

Неприятные вопросы, среди прочих спецслужб, адресуют и полиции. По открытым данным, буквально в ста метрах от входа в «Крокус Сити» расположен ОВД «Павшино».

Помимо действий (бездействия?) полицейских на месте теракта, интересует и вопрос надзора полиции за массой мигрантов, профилактики правонарушений. Известно, что некоторые из террористов имели просроченную регистрацию, а также ранее обязывались судом к самостоятельному выезду из РФ.
Именно в структуре МВД Управление по вопросам миграции. Ранее эта структура была самостоятельной федеральной службой, подчиненной правительству РФ.

Тема полицейского контроля над мигрантами горячо обсуждается не только из-за теракта в «Крокус Сити», но и с учётом темпов переселения в РФ представителей стран Центральной Азии. В 2022 году российское гражданство получили 174 тысячи выходцев из Таджикистана. За последние 7 лет их число выросло в 6,5 раз. Дальше — больше?

Председатель Московского межрегионального профсоюза полиции и Росгвардии Михаил Пашкин указывает на системные проблемы правоохранительных органов.

— Отдел полиции «Павшино», о котором пишут в СМИ, — это опорный пункт, где должны быть два человека — дежурный и какой-то участковый или дознаватель. Если они там находились, то им следовало вмешаться немедленно. Но мне о попытках каких-либо полицейских ранить, убить или задержать террористов ничего неизвестно.

«СП»: Не успели среагировать?

— Уже установлено, что эти бандиты были в «Крокус Сити» 18 минут, после чего сели в машину и уехали. При этом есть заявление Ирины Волк (официальный представитель МВД РФ — «СП») о том, что полиция прибыла на место спустя пять минут после получения информации о теракте.
Пусть 2—3 минуты ушло на передачу сообщения о стрельбе. Что полицейские делали оставшиеся 10 минут на месте происшествия?

«СП»: Там и база ОМОНа недалеко…

— Ни ОМОН, ни СОБР сейчас не относятся к МВД. В составе полиции нет ни одной серьёзной силовой структуры. Фактически антитеррор теперь прерогатива Росгвардии, а не МВД. А значит, для оперативной нейтрализации бандитов нужно сначала связаться с Росгвардией, договориться, согласовать… У того же СОБРа, например, нет вертолетов. Пока доедут на машинах… Может сейчас, после теракта, дадут.

«СП»: Какие ещё меры можно оперативно предпринять, чтобы обезопасить людей? Не только в рамках МВД, а вообще…

— В Москве большое количество разных силовиков, имеющих право на ношение табельного оружия. Если позволить им носить это оружие во внеслужебное время, то в случае угрозы они смогли бы защитить окружающих. Тем более, что это их обязанность по закону, даже в отпуске. В том же «Крокусе» из многих тысяч зрителей наверняка были сотрудники. Имея оружие, они могли бы пресечь теракт. Но начальники пока перестраховываются.

«СП»: Получается, обязанность защитить есть, а инструмента нет. При этом МВД несёт ответственность и за контроль над мигрантами…

— Выяснилось, что один из напавших на «Крокус Сити» был зарегистрирован в так называемой «резиновой» квартире в Иваново, где были прописаны множество таких же как он мигрантов. А это сфера ответственности местных участковых.

При этом охранник в «Крокусе» получает 100 тысяч рублей, участковый в Москве максимум 50 тысяч, а в Иваново и того меньше. В результате некоторые сотрудники собирают, к примеру, по 500—1000 рублей в месяц с этих «товарищей» и те живут спокойно.

Это коррупция. Хотя проверить законность регистрации мигрантов несложно: пришёл в жил­управление, проверил списки прописанных и всё станет ясно. За пять минут при нынешних базах данных можно сделать. Потом проверить наличие прописанных в квартирах.

Но для этого участковый должен обслуживать не 2—3 участка, как сейчас. Ведь на одном участке живут по 3—3,5 тысячи человек. Итого 10 тысяч. Это очень много. Им говорят: работайте. Но что сотрудник может сделать при такой нагрузке?

Лет 10—15 назад была официальная норма: в сельской местности — 2,5 тысячи человек на участке, в городе — 3,5 тысячи, а у старшего участкового — 1,5 тысячи. А затем эти нормы убрали. Плюс, работа опасная. Есть случаи гибели участковых даже в Москве.

Ещё одна проблема — бюрократия, масса бумаг, которые надо заполнять. Им по участку ходить некогда. А проверяющих на них больше, чем самих участковых. Вообще, с тех пор, как милицию превратили в полицию, наблюдается полнейший развал.

«СП»: По каким ещё признакам это заметно?

— Некомплект личного состава — 30 процентов. Люди не хотят работать в такой системе. Ждут пенсии и «сваливают». Работа тяжёлая, часто приходится трудиться без выходных. Начальник звонит, требует выйти. Так ещё, бывает, не оплачивают сотрудникам переработки.

Ещё и накладывают на подчинённых взыскания, чтобы лишить их премий. А в конце года начальство выписывает себе премии за экономию фонда заработной платы.
Раньше, в милиции, был бесплатный проезд, льготы, в отпуск можно было съездить бесплатно. Сейчас — денежная компенсация. Депутаты на 4—5 процентов повысили… оклады. Но оклад — это 20 тысяч рублей, а не всё денежное содержание. Вот люди и бегут.
Нормальная участковая служба пресекала бы правонарушения мигрантов.

«Свободная пресса».
(Публикуется в сокращении).