Орловская искра № 14 (1333) от 21 апреля 2023 года

ТТП: предприятие дало повод для подозрений

В конце 2022 года Контрольно-счетная палата г. Орла подготовила отчет о состоянии дел в орловском МУП ТТП. Наша газета уже не раз обращалась к этой теме — сохранения и реанимации единственного оставшегося в областном центре муниципального предприятия, которое могло бы потеснить практически неконтролируемого частника в таком социально важном деле как пассажирские перевозки на городских маршрутах.

Но увы, пока ТТП имеет не более 30 процентов этого самого рынка, а власть безуспешно пытается добиться от предприятия существенного снижения издержек, чтобы определиться, наконец, с константой ежегодной дотации предприятию. Проверка КСП — еще одна попытка понять, что происходит на предприятии и как его оздоровить.

Со времени сдачи отчета прошло уже более трех месяцев. Но это была та необходимая пауза, которую нас, журналистов, просили выдержать, прежде чем публиковать какие-либо комментарии.
КСП в своем отчете поставила вопросы, и нужно было дождаться ответов и реакции руководства ТТП, администрации города Орла, правоохранительных органов.

И вот теперь специально для «Орловской искры» ситуацию комментирует заместитель председателя Орловского городского Совета народных депутатов, руководитель фракции КПРФ Сергей Николаевич Швалов.

— Проверка КСП охватила период с 2021 года до сентября 2022-го. Но аудиторы смотрели документы и 2020 года. Отчет получился объемным. В нем более 40 пунктов, которые Контрольно-счетная палата сочла необходимым выделить. Но когда у нас в информационное пространство вбрасываются сообщения, что КСП обнаружила нарушения на миллионы и даже миллиарды рублей, нужно понимать, что в любой аудиторской проверке есть выводы формальные, а есть действительно существенные.

Вот простой пример. Орловскому ТТП были переданы из Москвы автобусы, — не новые, с разной степенью изношенности. Но в связи с бухгалтерскими упущениями предприятия эти автобусы были оприходованы по первоначальной стоимости на сумму более 460 миллионов рублей. И если учесть, что из этих 95 автобусов на сегодняшний день осталось только 33, то можно раздуть сенсацию: якобы более 300 миллионов средств муниципального предприятия ушли в никуда.

К сожалению, ТТП дало повод для еще большего раздувания медийого пожара, если, например, придать чрезмерное значение тому факту, что 63 московских автобуса пришлось порезать на металлолом. Но об этом позже. Сейчас важно уяснить, что если бы «бэушная» техника была оприходована ТТП по реальной рыночной стоимости, то никаких вопросов у КСП не возникло бы по этому поводу.

Однако проблема в том, что за такую объективную оценку имущества сегодня нужно платить немалые деньги, которых у ТТП нет. Точно так же с нехваткой оборотных средств связано и другое обстоятельство, тоже попавшее на карандаш КСП. В отчете отмечено, что предприятие несвоевременно рассчитывалось с кредиторами, и это приводило к дополнительным издержкам.

Но когда ТТП чуть ли не ежемесячно вынуждено выбирать, на что потратить свою скудную копейку — на оплату электроэнергии, горючего, запчасти или на выплату пенни кредиторам — то стоит ли говорить о сознательных злоупотреблениях в этом случае? КСП, конечно, не могла пройти мимо таких фактов. Но оценивать их, мне кажется, нужно объективно.

— А что на ваш взгляд наиболее существенно в отчетах Контрольно-счетной палаты?

— Я бы выделил несколько моментов. Аудиторы не досчитались 9 автобусов. Были документы, подтверждающие перегон в Орел 41 машины из 50. И на учет в ГИБДД, как выяснили аудиторы, был поставлен 41 автобус. Сегодня на предприятии никто не может объяснить этого факта, потому что с тех пор в ТТП уже дважды сменилось руководство.

Второй момент. Из 95 автобусов 62 были списаны как не подлежащие восстановлению. Практически это означает, что технику просто сдали в металлолом. Но при этом на предприятии почему-то не оприходовали годные запчасти, которые сняли с утилизируемой техники и использовали для ремонта оставшейся. И теперь возникают вопросы.

Проверка показала, что за период с 2021 по 2022 год было сдано в металлолом 43 троллейбуса, 18 трамваев, 62 автобуса, три теплохода. И по оценке аудиторов получилось свыше полутора тысяч тонн металла. Деньги же получены только за 808 тонн. Как такое могло получиться?

Вероятно, при оформлении документов не были должным образом учтены те элементы, которые в металлолом не годились: резина, стекла, опять же — какие-то узлы и элементы конструкций, которые были предварительно сняты и использованы на других машинах. Но в документации это никак не отражено. И что прикажете думать?

— Опять бухгалтерская халатность. Но не воровство же?

— В том-то и дело, что и исключать теперь воровства тоже нельзя. Этим будут заниматься правоохранительные органы. Предприятие, скажем так, дало веский повод для подозрений. КСП направила копию своего отчета в том числе и в УМВД по городу Орлу, и в прокуратуру.

Или такой момент. Трамвайно троллейбусное предприятие приобрело у некоего физического лица 4 автобуса и один «Урал». При этом на учет поставлены только 3 автобуса.
Или, скажем, операции по лизингу. ТТП в конце 2020 — начале 2021 приобрело в лизинг 32 автобуса марки ПАЗ на суму 139 миллионов рублей. У КСП возникли претензии в связи с этой сделкой, потому что все муниципальные предприятия обязаны согласовывать крупные сделки с управлением муниципального имущества и землепользования администрации города Орла.

Согласование формально было, но управление согласовало сделку на одних условиях, а окончательный договор был составлен на других.

— Ущерб был?

— Да, не миллионный, но в несколько сотен тысяч рублей, по оценкам КСП. Возникли вопросы и по техническому обслуживанию этих автобусов, приобретённых в лизинг. Чтобы не загружать вас специфическими подробностями, скажу так: в результате ТТП потеряло право гарантийного обслуживания лизинговой техники, и это, в свою очередь, тоже стоило некоторых потерь для предприятия.

И последнее. Серьезная претензия КСП — это нарушение кассового учета на предприятии. Смысл таков: наличную выручку принимали на трех кассах, водители сдавали деньги, и оформлялись первичные бухгалтерские документы, потом на основании этих бумажных ведомостей вносили данные в компьютер.

Но при проверке оказалось, что вот эти-то первичные ведомости в ряде случаев отсутствуют, и теперь невозможно установить, сколько именно денег сдал тот или иной водитель и сколько приняли у них кассиры. КСП насчитала недостачу в 63,4 миллиона рублей за 2021-й и девять месяцев 2022 года. Правда, из отчета не ясно, как аудиторы вышли именно на такую сумму. Слово за правоохранительными органами, но пока информацией о их реакции на факты, изложенные в отчете КСП, городской Совет не располагает.

Что нас еще беспокоит? На февральском комитете мы рекомендовали администрации города Орла провести соответствующую служебную проверку. Результат нас не удовлетворил: исполняющему обязанности главного бухгалтера ТТП вынесено предупреждение и строго указано, чтобы нарушения не повторялись. И все! В апреле придётся вернуться к этому вопросу и заслушать специалистов администрации и предприятия снова.

— Может быть, администрация ждет, когда свое слово скажут правоохранители?

— Когда те его скажут, все завертится уже и без администрации.

— А какие выводы делаете вы, депутаты, из всей этой истории?

— Как один из возможных шагов по оздоровлению предприятия — это увод всех взаиморасчетов ТТП в безналичную форму. Это снимет много вопросов. В том числе и по учету пассажиропотока, по исполнению графика перевозок как муниципальным предприятием, так и частными перевозчиками.

Сегодня новое руководство предприятия предпринимает, на мой взгляд, позитивные шаги — пересматривает систему оплаты труда водителей. Установлен план выручки. И если водитель его выполняет, он премируется. И на ряде маршрутов при выполнении планов заработная плата водителей ТТП уже выросла до 50 тысяч рублей.

Но все равно мы все должны понимать, что себестоимость перевозки получается одна, а, стоимость билета — другая. Разница примерно вдвое. А это значит, что без дотаций ТТП не обойдется. Но, с другой стороны, руководство предприятия должно добиться максимального снижения издержек, абсолютно прозрачного и полного учета количества перевезенных пассажиров и выручки, повысить эффективность использования муниципального имущества и увеличить дополнительные доходы предприятия от непрофильных направлений деятельности.

Андрей Грядунов.