Орловская искра № 19 (1240) от 28 мая 2021 года
Умные и образованные кадры решают всё
От имени секции «Образование и наука» предложения Орловскому форуму КПРФ внёс её руководитель — директор школы № 17 г. Орла, кандидат технических наук, секретарь Орловского обкома КПРФ Е. Е. Прокопов.
Образование
Положение в области образования и науки вызывает в последние годы всё более глубокое беспокойство. Россия с передовых позиций по индексу уровня образования откатилась на сороковое место, впереди нас Мальта, Словакия, Кипр, Казахстан, Латвия, Литва, Беларусь. На наш взгляд, государству необходимо кардинально менять подход к образовательным реформам.
Наши предложения и рекомендации:
1. Необходимо восстановить образовательную систему в полном объеме по состоянию на 1 января 1990 года, а именно:
— обратить в государственную или муниципальную собственность помещения учреждений народного образования, незаконно приватизированные в период массовой приватизации;
— отменить платное образование на всех уровнях системы народного образования, обеспечить доступность каждому учащемуся кружков детского творчества, занятий в спортивных секциях, учреждений дополнительного образования;
— ввести бессрочный мораторий на ликвидацию малокомплектных школ в сельской местности;
— упразднить ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, восстановив классическую систему образования в средней школе.
2. Восстановить систему оплаты труда работников народного образования, существовавшую на 1 января 1988 года, при этом повысить базовую ставку преподавателей ССУЗов и учителей школ до уровня МРОТ.
3. Законодательно установить единую государственную политику народного образования, единое образовательное пространство. Финансирование этой отрасли должно осуществляться только из федерального бюджета. Уровень образованности людей не должен зависеть от финансового благополучия региона.
4. Остановить сокращение государственных высших и средних профессиональных учебных заведений и общеобразовательных школ. Закрытию могут подлежать только учебные заведения частного сектора, не обеспечивающие качества образования.
5. Обеспечить социальную защиту учащихся школ, студентов ССУЗов и вузов. Гарантировать сохранение бюджетных мест в образовательных учреждениях на уровне не менее 50%, организацию горячего питания в школах, предоставление бесплатного проезда школьникам и студентам в общественном транспорте.
6. Необходимо пересмотреть образовательную реформу. Главным критерием ее эффективности должна стать востребованность специалистов отечественным производством. Необходимо, чтобы предприятия входили в систему профтехобразования, влияли на подготовку тех кадров, которые нужны сегодня промышленности. Повысить престижность инженерного образования, вернуть классическую университетскую систему (5—6 лет) подготовки специалиста — специалитет.
Наука
Без науки нет инноваций и высоких технологий, которые в конечном итоге определяют будущее любого государства. Для развития экономики России требуется серьезный научно-технический рывок и обновление производства.
Наши предложения и рекомендации:
1. За 30 лет так называемых «демократических реформ» в России число организаций, выполняющих исследовательские работы, сократилось на 155 единиц. Число научно-исследовательских институтов уменьшилось почти вдвое. Из 85 проектных институтов осталось 23. Число ученых сократилось на 180000 человек.
Необходимо возродить отраслевую науку. Восстановить связь науки с производством через создание НПО (научно-производственных объединений), научно-исследовательских институтов с опытным производством, экспериментальных лабораторий, учебно-опытных хозяйств, базовых кафедр.
2. Сегодня расходы российских компаний на НИОКР (в процентах к ВВП) составляют 0,57%, что значительно ниже, чем у инновационных лидеров, где они составляют 2,5—4,5%. Собственные разработки составляют всего 16%, выполненные сторонними организациями — 10,9%. На обновление программных средств идет 1,3%.
Следует увеличить в 3 раза расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКРы).
3. Нищий учёный — позор государства. Уровень заработных плат у научных работников и преподавателей вузов в России в разы меньше европейского. Надо увеличить заработную плату научных работников до средней зарплаты аналогичных работников в Евросоюзе.
4. К наиболее острым проблемам российской науки можно отнесли дефицит специалистов, обладающих компетенциями по передовым и актуальным научно-технологическим направлениям, относительно высокий средний возраст научных кадров. Вот почему нужно радикально изменить подготовку аспирантов с консультационной формы на аспирантуру полного дня. Привязать аттестацию аспирантов к результатам участия в НИР.
5. По данным Федеральной службы государственной статистики, за последние годы доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, и удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции остаётся на низком уровне — около 2,8% и 8,4% соответственно и имеет тенденцию к снижению, а индекс промышленного оптимизма имеет отрицательную динамику.
Необходимо решить вопрос создания и развития инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторов, малых инновационных предприятий, хозяйственных обществ, научно-технологических парков, центров трансфера технологий, кластеров и их интеграции в экономическое и образовательное пространство. Восстановление проблемных лабораторий в организациях высшего образования.
6. В России наблюдается низкий в целом спрос на научные результаты в экономике и слабую интеграцию с бизнесом. Мы предлагаем обеспечить совершенствование системы финансирования перспективных научных разработок на конкурсной основе. Создать центры научного превосходства, которые будут вести научные исследования и разработки в прорывных областях знаний и располагать уникальными материально-техническими, интеллектуальными и кадровыми ресурсами. Ввести ответственность заказчиков НИОКР, выполняемых за счет средств бюджетов, за эффективное использование и внедрение законченных НИР.