Орловская искра № 16 (1285) от 29 апреля 2022 года

Управляющая компания директора-коммуниста

Единственная привилегия — работать добросовестно

Как должна работать управляющая компания, которой жители платят за обслуживание своих домов? Не компания-призрак, а настоящая ответственная УК, строго соблюдающая закон и свои договорные обязательства?

Разговор на эту тему мы начали в прошлом номере нашей газеты в интервью с депутатом-коммунистом Сергеем Шваловым. В сегодняшнем номере мы продолжим эту тему. Виктор Борняков — тоже член КПРФ, секретарь первичного отделения в Северном районе и руководитель одной из управляющих компаний, которая начала свою активную работу в Орле с июня прошлого года. Но вот что интересно — свой первый дом Борняков и его коллеги получили, если так можно выразиться, «с рук на руки» от другой УК, маститой, крупной, «со связями», давно обосновавшейся на орловском рынке и чувствующей себя вполне уверенно и безнаказанно. Но жителям одного из её домов надоела эта «самоуверенность», сопровождаемая массой нерешенных проблем, и они решили сменить УК.

— Мы на общем собрании собственников сразу договорились о снижении тарифа и о народном контроле за своей деятельностью, — рассказывает Виктор Евгеньевич, — в тариф заложили и уборку подъездов, и ремонт оборудования на детской и спортивной площадках. Само собой, работает во дворе дома и дворник. Уборщица в доме постоянно подметает, моет полы, протирает перила, окна, стены.

Как рассказывает Виктор Борняков, в доме проявилась еще одна проблема — каждую весну в подвал просачиваются грунтовые воды. Скорее всего, это результат ошибки проектировщиков, решивших «посадить» высотку в таком месте, где грунтовые воды стоят высоко. Кстати, таких адресов в Орле не один и не два, и все они стали орловской «достопримечательностью» с тех пор, как в городе развернулось коммерческое высотное строительство, когда жилые «свечки» стали «втыкать» в сложный орловский грунт тут и там, — на таких местах, которые раньше советская жилищная индустрия обходила стороной.

Так вот, застройщик, как тот мавр, сделал свое дело и ушел. А расхлебывать последствия приходится УК, особенно если она не прикрывает недоделки застройщика. Она, конечно, тоже может закрыть глаза на постоянную воду в подвале, сославшись на отсутствие средств. Но Борняков дорожит репутацией своей фирмы и проводит работы по гидроизоляции подвала.

— Где же вы находите деньги на такие, прямо скажем, чрезвычайные работы? Послушать других руководителей УК — копейки лишней нет даже на замену куска канализационной трубы, текущей в подвале. А тут то гидроизоляция, то крыши?

— Сначала мы составляем примерный список заявок от жителей. Делаем это как через интернет, так и через личный прием. А потом на собрании собственников решаем, что нужно сделать в первую очередь. Мы говорим — дом собрал такую-то суму за три месяца — давайте решать, как их потратить.

— Специалисты утверждают, что недобросовестные УК зачастую списывают львиную долю средств жителей на так называемое обслуживание общего имущества дома, то есть на визуальный осмотр, который фактически невозможно проконтролировать…

— Почему же невозможно? Мы ведем специальный журнал. Наш сантехник, осматривая дом, обязан фиксировать все дефекты. По результатам составляется дефектная ведомость и планируются ремонтные работы. Мы практикуем и такое: при выполнении этих работ обязательно присутствует старший по дому как полномочный представитель собственников жилья. Он же и подписывает акт выполненных работ. То есть реализуем на практике принцип народного контроля.

— И все делаете своими силами?

— Нет. Если, скажем, требуется отремонтировать кровлю, замазать межпанельные швы, заменить трубопровод на большом протяжении — тогда заключаем договор подряда со специалистами. В одном из наших домов, который мы по решению собрания собственников приняли от другой УК, три года текли межпанельные швы. Мы нанимали фирму, специализирующуюся на промышленном альпинизме. Тянуть с ремонтом дальше было нельзя. Надо было срочно изыскивать средства. Мы тогда примерно сто тысяч «своих» денег потратили.

— Как это — «своих»?

— Дело в том, что мы только приняли дом на управление и даже не успели собрать квартплату, но уже пришлось вкладывать существенные средства за счет предприятия.

— Безвозвратно? Благотворительностью занимаетесь?

— Но почему же! Выносим вопрос на собрание собственников и за несколько месяцев возвращаем потраченную сумму за счет платежей.

— И жители соглашаются?

— Они же видят результат. Работы выполнены, причем раньше оплаты. Проблемы устранены. У нас все прозрачно, даже публикуем фотоотчеты о проделанной работе в нашей группе Вконтакте. Кстати, сегодня собственники все чаще спрашивают у руководителей УК, есть ли у них дополнительные оборотные средства и какие именно. Все больше людей понимает, что без такого резерва трудно обслуживать дома, особенно многоэтажки старой постройки. Да и с новыми не легче. Порой в новых высотках пластиковые трубы лопаются быстрее, чем стальные в домах советской постройки. Качество современных материалов, увы, оставляет желать лучшего.

— Ну, а если управляющая компания не имеет никаких дополнительных источников финансирования — только деньги жителей?

— Если речь идет о текущем ремонте, то эта часть средств, ежемесячно выплачиваемых собственниками, как бы является целевым сбором. Их нельзя тратить, скажем, на зарплату — ни дворникам, ни начальникам. Эта сумма накапливается на счету дома. И если работать строго по закону и по договоренности с собственниками, то в руках управляющей компании всегда будут деньги на решение тех или иных технических проблем дома. Это если — по закону, без применения различных «серых» схем. Подчеркну, в данном случае речь идет не о капитальном, а о текущем ремонте. И потом, если я как руководитель УК упущу из внимания ту или иную проблему — жилищная инспекция мне напомнит. И взыщет! А еще есть прокуратура, горадминистрация, роспотребнадзор…

— Удивительно слышать такое! Опыт самих многострадальных жильцов показывает, что как раз наоборот — добиться реакции контролирующих органов на бездействие управляющих компаний очень сложно. Сколько бумаги нужно исписать, сколько порогов обить!

— Это если речь идет о крупных управляющих компаниях. А с такими, как мы, контролирующие органы не церемонятся. Взять хотя бы те же кровли! Латать их управляющие компании обязаны. Но я точно знаю, что когда люди, обслуживаемые крупными УК, начинают жаловаться на текущие крыши, их отсылают… куда бы вы думали? В администрацию города! Не к руководству УК, которому жители платят деньги за обслуживание домов, а к городским властям! Наша управляющая компания избавлена от такой «привилегии».

Из дальнейших расспросов В. Борнякова я понял, что сегодня за таких вот «непривилегированных» и готовых отвечать за взятые на себя обязательства компании люди и голосуют.

Хотя «бракоразводные» процессы с УК, потерявшими доверие жителей, идут трудно и сопровождаются разного рода скандалами и даже провокациями со стороны прежних «хозяев». Но факты говорят сами за себя. Компании Виктора Борнякова еще и года не исполнилось, а кроме первых трех домов, перешедших под ее «юрисдикцию», еще три многоэтажки изъявили желание доверить свое общее имущество именно Борнякову. Эти дома уже «в процессе», как выражается Виктор Евгеньевич. Еще один дом, говорит директор, «думает». Не так уж плохо для начинающей компании, тем более, если учесть, что этот рынок давно уже поделен между крупными «игроками».

— Сколько у вас человек в штате?

— Главный инженер, бухгалтер, специальный сотрудник, который занимается оформлением договоров и я, генеральный директор.

— А сантехники, электрики?

— Есть. Но возможности компании пока ограничены, и мы не можем оплачивать работу многих штатных сотрудников. Но мы имеем в виду такую перспективу. Это важно для репутации компании. Я это прекрасно осознаю. Удивляет другое — крупные УК тоже работают, как правило, по договору со специалистами. Хотя, по идее, они должны были бы, имея большие финансовые возможности, создавать новые рабочие места в жилищно-коммунальном хозяйстве города.

— Вы полагаете, что будущее за такими УК, как ваше?

— Мне кажется — да. Чем больше будет мелких УК, тем больше будет выбор у собственников жилья. А значит и качество работ повысится. Мелкие компании всегда ближе к людям. Если так можно выразится, их знают в лицо. А это повышает и степень доверия в отношениях и ответственность за исполнение взятых на себя обязательств. Трудно обманывать людей, которые с тобой каждый день здороваются при встрече. Укрупнение же всегда ведет к монополизму, а значит к определенному диктату со стороны тех, то оказывает услуги. Это не способствует их качеству. Не зря же В. И. Ленин говорил: «Лучше меньше, да лучше»!

Но, говоря о будущем системы управляющих компаний, я бы еще добавил необходимость государственного контроля за их деятельностью. И не просто контроля, а противодействия всяким попыткам зарваться, монополизироваться, получить необоснованные привилегии. Государство должно обеспечивать условия эффективной деятельности. Вот мы говорили об оборотных средствах. А где их взять, если заниматься только обслуживанием домов? Выход один — брать кредит в банке. Но хотелось бы, чтобы процент был предельно низким, необременительным. И тут без государственного участия не обойтись.

Подготовка специалистов для работы в УК — это тоже должно стать заботой государства. К государственным задачам в этой сфере относится и продуманность договорных отношений с собственниками жилья. Сегодня этот вопрос усложнен, он мешает волеизъявлению людей в отношениях с УК. Частная инициатива снизу и государственная забота сверху — вот что нужно для эффективной работы в сфере ЖКХ. Об этом постоянно говорят депутаты-коммунисты.

Андрей Грядунов.

Лента новостей

Отчетность