Орловская искра № 47 (1316) от 9 декабря 2022 года
«В бюджете — бедность и безнадёга»
С 1 января вступит в силу финансовый план страны на 2023–2025 гг., свёрстанный силуановским Минфином по старой гайдаровско-кудринской схеме. Он одобрен «Единой Россией», её думскими сателлитами, Советом Федерации и уверенно ждёт подписи президента. Только оппозиция не перестаёт критиковать бюджет, который отменяет развитие страны, сохраняет так называемое «бюджетное правило», чтобы вынимать из расходной части «лишние» триллионы и не пускать их в реальную экономику. Это «бюджет безнадёги», говорят коммунисты.
Депутат-коммунист Сергей Георгиевич Левченко, губернатор Иркутской области в 2015—2019 годах, а сейчас первый заместитель председателя думского комитета по энергетике, обеспокоен ситуацией в регионах:
— Они у нас деградируют из-за проводимой бюджетной политики. Принцип формирования федерального бюджета и ниже стоящих, — не эффективный, на местах нет никакой мотивации увеличивать доходную часть своих бюджетов.
— Как это понимать?
— Просто. Достаточно региону увеличить, скажем, на 10% доходы своего бюджета, как ровно на столько же ему снизят субсидии из федеральной казны. Регион старается побольше получить средств на развитие, на социальные расходы, полагая, что сохранятся доплаты из большого бюджета. Но в итоге регион остаётся с прежним объёмом финансов. Какой же смысл наращивать доход региону, если у него будет конфисковано то, что он дополнительно заработал?
Центр лишает субъекты стимула пополнять свои бюджеты, чем, по сути, искусственно плодит дотационные области и края. На местах уяснили, если ты дотационный, то гарантированно получишь всю положенную субсидию. Если увеличил наполнение своего бюджета, то тут же тебе обрежут дотацию.
Регион и ниже стоящий муниципалитет не заинтересованы улучшать свою социальную сферу.
— Почему?
— Если там строят социальные объекты — школы, больницы, детские сады, — то возрастают расходы на их содержание. Нужно изыскивать в бюджетах средства на зарплату учителям, врачам, воспитателям.
Конечно, руководитель региона, города, района обязан расширять социальную среду на своей территории. Люди об этом просят: школа у нас работает в 3 смены, нужна ещё школа. Губернатор идёт навстречу избирателям. А на федеральном уровне ему говорят: тебя никто не заставлял это делать, ты сам увеличил свои расходы, сам и справляйся. Будучи губернатором, я несколько раз попадал в такую ситуацию.
В период, когда Медведев был премьером, мы, несколько губернаторов, стремившихся улучшать положение своих регионов, уговорили правительство заложить в федеральном бюджете средства на премирование субъектов, добившихся увеличения своих бюджетов. Деньги заложили… Пример по моей Иркутской области: я на 40 млрд. увеличил доходную часть бюджета, а мне дали премию менее 2% от полученной суммы. Какой же это стимул?
Увеличил производительность труда на треть, стал выпускать больше продукции, а тебе за твой труд — полпроцентика к зарплате. Какая тут может быть заинтересованность?
— Это неспособность вышестоящих чиновников оценить труд людей?
— И это, и то, что в высших эшелонах власти нет управленцев, у которых за спиной были бы хорошие результаты. Ни одного!
Мы не достигли ни импортозамещения, ни создания 20 млн. высокотехнологичных рабочих мест, ни ухода от сырьевой зависимости.
Проводимая в РФ бюджетная политика, в целом экономическая политика, пагубна, она лишает страну, народ перспектив. Бездарная власть, алчные нувориши истощают Россию. И с этим невозможно мириться.
Официальный сайт КПРФ.
(Публикуется в сокращении).