Красная строка № 44 (350) от 18 декабря 2015 года
В Новый год — с новым правительством
Пусть наступающий Новый год принесет России новое правительство, а с ним — новый курс социально-экономического развития страны. Такое пожелание высказал депутат Государственной Думы от Орловской области В. Иконников, выступая на пленарном заседании Госдумы 15 декабря 2015 года.
Анализируя нынешнюю социально-экономическую ситуацию, депутат отметил, что падение мировых цен на нефть ниже отметки 40 долларов за баррель заставило Центробанк и Минфин заявить о корректировке параметров базового сценария макроэкономического развития на 2016 год, на основе которого рассчитан и принят бюджет страны. Предлагается стрессовый сценарий, при котором цена на нефть снизится до уровня $35 за баррель, падение ВВП составит 2—3%, а инфляция будет около 7%.
Всё это неизбежно приведёт к секвестированию федерального бюджета, а Центробанк ещё более ужесточит денежно-кредитную политику, сожмёт денежную массу, снизит потребительский спрос, то есть и далее будет проводить политику в духе так называемого «Вашингтонского консенсуса». Населению же страны объявят о затягивании поясов.
Проводимая ЦБ политика, по мнению советника президента академика С. Глазьева, влечёт за собой потерю управляемости макроэкономической ситуацией, которая переходит в турбулентный режим функционирования, характеризующийся сверхвысокой спекулятивной и низкой инвестиционной активностью, высокими инфляционными ожиданиями, массовыми неплатежами, деградацией экономики и расстройством всей системы ее воспроизводства.
Для большинства очевидно, что необходим переход к новой модели развития страны. Благо, что предложения сгенерированы и политическими партиями, и многими известными учеными. Однако в позиции самого правительства никакой ясности нет. В целевом варианте прогноза социально-экономического развития России на 2016-2018 годы не раскрывается ни суть такой модели, ни планируемые меры, ни сроки возможного осуществления соответствующего перехода. Всё остается лишь констатацией. Да и сам прогноз правительства не выдержал проверки временем и уже пересматривается.
О сложности ситуации красноречиво говорят накапливающиеся из года в год проблемы регионов. Это особенно заметно через призму межбюджетных отношений. В 2016 году доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по отношению к ВВП сокращаются на 0,3, а прогнозируемые расходы на 0,4 процентного пункта в сравнении с 2015 годом. Несмотря на снижение дефицита на 4,2%, региональные бюджеты недостаточно сбалансированы. С 2012 года стабильно растет государственный долг субъектов РФ и муниципальных образований. Их консолидированный долг на 1 октября 2015 года составил без малого 2,5 триллиона рублей, а расходы на его обслуживание по итогам января–сентября 2015 года возросли на 32,2% по сравнению с соответствующим периодом 2014 года и составили 104,6 млрд. рублей.
Из общего проблемного фона регионов на первом плане выделяются 4 основные причины, приводящие к увеличению как дефицита, так и долгов региональных бюджетов.
1. Это общефедеральная экономическая ситуация, характеризующаяся снижением динамики экономического развития (существенным падением внутреннего инвестиционного и потребительского спроса, сохранением повышенного уровня инфляции, увеличением просроченной задолженности по заработной плате и, как следствие, снижением налоговых доходов регионов).
2. Сохранение высокого уровня централизации налогово-бюджетных полномочий. С 2011 по 2014 годы доля доходов консолидированных бюджетов регионов без учета межбюджетных трансфертов в доходах консолидированного бюджета страны постоянно снижалась и в 2014 году составила 33,6%. И только в 2016 году прогнозируется увеличение указанной доли до 37,1%.
3. Передача на региональный уровень расходных обязательств, не в полной мере обеспеченных финансированием из федерального центра, таких как:
— социальные выплаты малоимущим гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
— меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе предоставление льгот по проезду;
— компенсация родителям за содержание детей в детских садах; мероприятия по оздоровлению и отдыху детей; расходы по обеспечению жильем детей-сирот.
Практически все регионы говорят об увеличении их расходов в связи с реализацией «майских» Указов Президента России, в том числе в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы.
4. Сокращение финансовой поддержки регионов из центра.
Общий объём межбюджетных трансфертов в ВВП снижается на 0,2%, а субсидий — на 20% по сравнению с показателем сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 октября 2015 года.
Заметно снижается доля межбюджетных трансфертов по социальным разделам: «Социальная политика» (с 21,12% в 2015 году до 20,23% в 2016 году), «Образование» (с 1,96 до 0,63%), «Культура, кинематография» (с 0,42 до 0,36%), «Физическая культура и спорт» (с 0,74 до 0,66%).
Серьезный удар нанесён по финансированию дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы. Они снижаются в 2 раза по сравнению с 2015 годом. А по сравнению с 2014 их объем уменьшен в 4 раза. Такое снижение объемов дотаций создает риски неисполнения «майских» Указов Президента не только в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, но и в части её своевременной выплаты. Последнее чревато социальными протестами, которые уже дают о себе знать.
Планируемое в 2016 году сокращение объема межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставляемых регионам, приведёт к очередному росту коммерческих заимствований и разбалансированности бюджетов. Планируемые на 2016 год показатели не обеспечивают решение задач, поставленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014—2016 годах от 13 июня 2013 года.
Мы постоянно обращаем внимание правительства РФ на то, что сохраняются риски в обеспечении устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов, связанные с существенным объемом долговых обязательств. Но правительство в лучшем случае принимает полумеры.
Действия Минфина по замещению валютных долгов рублевыми, увеличение доли бюджетных кредитов с 32,11% до 37,3% и снижение ставки по ним до 0,1%, безусловно, факт положительный, но это не решает кардинально проблемы региональных расходных обязательств.
Например, механизм замещения коммерческих кредитов в полной мере так и не заработал — многие регионы не могут воспользоваться этой кредитной поддержкой, так как условия ее предоставления оказались для них трудновыполнимыми и крайне жесткими. Необходимо смягчить условия предоставления бюджетных кредитов регионам.
Далее В. Иконников вынужденно констатировал, что о финансовых проблемах субъектов РФ депутаты говорят федеральному правительству постоянно. Но воз и ныне там, а каждый год у регионов начинается со «Дня сурка», и всё повторяется заново.
Очевидно, что вышеперечисленные проблемы — это следствие установленных «правил игры», а точнее, социально-экономического курса, проводимого правительством РФ. Этот курс невозможно объяснить мировыми ценами на нефть, санкциями и кризисом. По признанию академика Глазьева, денежные власти страны поражены когнитивным оружием. В их сознание внесены заведомо ложные и крайне вредные при реализации воззрения, искажающие логику причинно-следственных связей до противоположной реальности.
Вот почему стране жизненно необходим выход на новую модель развития, отвечающую современным вызовам. Российские ученые РАН, например, предлагают комплекс мер по переводу экономики на траекторию быстрого и устойчивого роста на основе опережающего развития нового технологического уклада и полномасштабного использования имеющегося научно-производственного потенциала. Но это станет возможным, видимо, лишь с новой командой — правительством народно-патриотических сил и народного доверия, подчеркнул В. Иконников.
По материалам пресс-службы фракции КПРФ
в Государственной Думе.