Красная строка № 43 (394) от 16 декабря 2016 года
Валидаторы и аллигаторы
Поводом для этой публикации стала информация, которая дошла до нас в минувшие выходные 10 и 11 декабря. Совершенно разные люди, не сговариваясь, рассказали о происшествиях одного дня и одного характера.
В пятницу 9 декабря из пассажирского автобуса, обслуживающего 14 маршрут, водитель пытался выгнать старушку, пластиковый проездной которой «не считался» на приборе-валидаторе. По словам очевидцев, водитель остановил микроавтобус под светофором на повороте у поликлиники №3 (на перекрестке 1-й Посадской и Комсомольской) и грубо потребовал, чтобы пассажирка вышла. Состоялся, как рассказывают очевидцы, примерно такой диалог:
— Щас в прокуратуру поедем! — начал угрожать водитель.
— Давай, поедем! — смело согласилась пожилая пассажирка.
После этого обруганная и униженная бабушка сама приложила свою карту-проездной к валидатору, и… считывание произошло. Водитель повез старушку дальше, продолжая, однако, материться, пока его не заставили замолчать возмущенные пассажиры.
Произошло это примерно в 16 часов. А утром того же дня фактически в той же точке города, только на несколько десятков метров дальше по ул. Комсомольской, на остановке «Поликлиника №3» из автобуса, следовавшего по 4-му маршруту, была изгнана девочка — подросток 12 лет Анна Ю. По иронии судьбы она возвращалась с репетиции концерта, посвященному декаде инвалидов, которая завершалась как раз на той самой неделе. У самой Анны — диабет 1 типа. Но взрослый дядя за рулем, не отрываясь от разговора по мобильному телефону, выгнал девочку, потому что ее проездной на валидаторе не сработал. Анна успела пересесть на той же остановке в маршрутку №15 и услышала от другого дяди за рулем грубоватый упрек примерно следующего содержания: «Вышла из той и сюда зашла?» И, приложив проездной к экрану прибора, отрезал: «У меня тоже не работает. Выходи!».
«У верблюда два горба, потому что жизнь — борьба». Но далеко не все современные дети психологически адаптированы к безжалостности рыночных отношений. Далеко не все способны «плюнуть и растереть»: мол, у дяди за рулем свои интересы, а у меня — свои! Далеко не все способны показать при этом дяде вызывающий жест и ответить дерзким словом, чтобы защитить свою психику от взрослой жестокости. Есть еще дети, которые ждут от окружающего мира доброты и понимания, и, не дождавшись, мучительно страдают.
Для Анны все случившееся обернулось не только нравственными, но и физическими страданиями. Вынужденная идти в слезах и в истерике до следующей остановки, то есть до магазина «Чайка» (а это не близко), девочка оказалась на грани гипогликемической комы. Диабетчики знают, что это такое. У таких больных любой стресс может привести к резкому падению уровня сахара в крови. Слава Богу, Анна относительно благополучно добралась до дома.
И добралась она туда, как ни удивительно, на маршрутке! Встреча девочки с третьим водителем в то утро оказалась счастливой. Мужчина, видимо, правильно оценив состояние своей юной пассажирки, даже продемонстрировал ей, как валидатор отозвался на контакт с ее проездным. Но вечером того же дня, когда Анне снова пришлось путешествовать по городу, ее пластиковый электронный документ опять не сработал. Наученная горьким опытом девочка на этот раз имела в кармане наличные деньги и просто заплатила за проезд 16 рублей. Говорят, что дети уже боятся пользоваться электронными проездными. «Мамочка, мамочка, заплати деньги, а то водитель опять будет ругаться!» — примерно так реагируют ранимые подростки, входя в маршрутки.
Эти два случая — как шило из мешка. Валидаторы и пластиковые электронные проездные в Орле появились года два назад. На введении этой системы настаивала дочерняя структура всероссийского акционерного общества «УЭК» («Универсальная электронная карта»), которая в свою очередь является «дочкой» «Сбербанка России». Перевести всю страну и все платежи на УЭК высокопоставленным стратегам не удалось. А вот пластиковые электронные проездные для отдельных категорий граждан стали в Орле и других регионах страны еще одной приметой времени. Орловским перевозчикам это стоит от 4 до 7 процентов выручки. ОАО «УЭК», предоставив местным перевозчикам валидаторы, а пассажирам — пластиковые карты, делает это отнюдь не из альтруизма, а «за долю малую». Как шутил в свое время Геннадий Хазанов, если бы вам однажды приснились такие деньги, вы бы несколько дней работать не смогли!
В 2014 году внедрению этой системы попыталось активно сопротивляться Орловское трамвайно-троллейбусное предприятие (ТТП). В качестве контраргументов руководители этого, пожалуй, единственного уцелевшего после разгрома 90-х предприятия, указывали, в том числе и на ненадежность системы, которая частенько дает сбои при считывании информации с электронной карты. Но теперь в «Региональном информационном центре Орловской области» заверяют, что возврат бракованных карт составляет менее процента. Полностью исключить наличие бракованных карт в числе 50 тысяч, находящихся в обороте, нельзя, говорят в «РИЦе», но при этом нельзя исключать и недобросовестность водителей. По инструкции они, оказывается, обязаны в течение 2—3 секунд держать проездной в контакте с валидатором.
Если карта в рабочем состоянии, прибор подает звуковой сигнал и выдает чек. Заявление водителя, которое, например, услышала изгоняемая из маршрутки пенсионерка, что якобы он, водитель, не должен себя утруждать прикладыванием проездного к валидатору более трех раз, генеральный директор АО «РИЦ Орловской области» назвал не иначе как грубой профанацией того, что на самом деле должен делать водитель.
Так что же из всего этого следует? Как минимум, что проблема есть. В администрации г. Орла, в отделе по организации транспортного обслуживания населения нам назвали цифру — 10—15 случаев нестыковки электронных проездных с валидаторами в месяц. В РИЦе — 160—170 случаев за всю минувшую осень, причем не только в Орле, но и в других городах области. И это лишь зафиксированные случаи, выявленные в результате жалоб населения.
Может быть, и немного с точки зрения статистической погрешности. Но проблема в том, что заложником каждого из этих случаев может оказаться ваш ребенок, ваши престарелые родители или вы сами. И хорошо, если за рулем общественного транспорта будет «человечный» человек, а не алчный делец из породы аллигаторов, который плевать хотел на все Божии заповеди и умеет считать только деньги и свои «права человека», согласно которым он «любить ближнего не обязан».
Но вот что интересно! Во Франции, например, тоже никто не обязывает любить ближнего. Но электронная система оплаты проезда в общественном транспорте там работает, как часы. Об этом рассказывают выпускники Орловского госуниверситета, которые проходили обучение в Реймсе в рамка партнерских отношении Орловщины и провинции Шампань-Арден. Но в родном Орле, где под патронажем властей внедряются, казалось бы, совершенно обезличенные технологии, мы все равно вынуждены говорить о пресловутом человеческом факторе: добросовестный водитель — недобросовестный водитель, добрый дядя — злой дядя. Что-то тут явно не сходится. И если не получается избежать межличностных отношений при оплате проезда, так не лучше ли вернуться к прежней, адаптированной именно к этим отношениям системе обычных месячных проездных билетов?
Кстати, некоторые перевозчики жалуются — суммы вознаграждения за перевозки пассажиров по электронным документам с каждым годом уменьшаются. По мнению перевозчиков, одной из причин является закрытость системы для самих перевозчиков, которые не могут самостоятельно проанализировать количество поездок, оплаченных в электронном виде и, соответственно, просчитать сумму, которую должны получить предприятия общественного транспорта по итогам месяца.
А что же остается делать нам, пассажирам? Я бы посоветовал не пользоваться электронными проездными документами, если вы можете без них обойтись. Ну, а если вы все-таки идете на контакт с валидатором, то будьте готовы бороться с системой. Справедливости ради нужно сказать, что в администрации города принимают заявления о несрабатывании электронных карт в общественном транспорте. Постарайтесь только указать государственный номер транспортного средства, в котором вы ехали, дату и хотя бы примерное время контакта с системой, а также номер своего проездного документа. Как заверили нас в администрации города, каждое такое заявление рассматривается с участием специалистов АО «РИЦ Орловской области». Если ваш проездной был в порядке, то информация об этом сохраняется в системе. Ее можно восстановить. И тогда недобросовестный водитель, как заверили нас, будет наказан. Если сигнал не прошел, а ваш проездной оказался в полном порядке, то тут тоже могут возникнуть вопросы к перевозчику. Если же электронная карта оказалась бракованной или испорченной, вам ее заменят.
Мать Анны Ю. обратилась с жалобой к орловскому уполномоченному по правам детей. Такой же текст в виде претензии женщина оставила в приемной главы администрации города г. Орла А. Усикова. Мать надеется на объективное расследование.
Одним словом, «…и вечный бой, покой нам только снится».
Андрей Грядунов.