Красная строка № 22 (458) от 24 августа 2018 года
Власти не оставили народу выбора
Многие в стране всё-таки ждали парламентских слушаний по законопроекту о повышении пенсионного возраста, которые были назначены на 21 августа 2018 года в Государственной Думе. Люди надеялись: а вдруг власти одумаются, увидев столь массовое неприятие объявленной «реформы»? Вон, даже депутатов из отпусков отозвали… Однако надежды, похоже, оказались напрасными: слушания превратились просто в клапан для выпуска пара.
Редакции газет «Орловская искра» и «Красная строка» совместно обратились к члену комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации, первому секретарю Орловского обкома КПРФ В. Иконникову, который принимал участие в парламентско-общественных слушаниях «Совершенствование пенсионного законодательства», и попросили поделиться своими впечатлениями.
— В зале аншлаг, более 450 человек из всех регионов — депутаты, сенаторы, эксперты, общественность. Перед этим в кулуарах повышение возраста выхода на пенсию обсуждали охотно, разбившись на группки, и явно не в пользу законопроекта, — рассказал Василий Николаевич. — Однако формат обсуждения на самих слушаниях был задан организаторами однозначный — не выходить за рамки принятой концепции законопроекта о повышении пенсионного возраста.
Выпадали из этого формата руководители парламентских партий, особенно жестко выступил Г. Зюганов. Позиция же правительства — денег нет, нужно повышать пенсионный возраст.
Выступавшие обращали внимание на безработицу у людей предпенсионного возраста — тем, кому более 50 лет, работу найти трудно, а то и невозможно. Обращали внимание на слишком большой возраст в 63 года для выхода на пенсию, переходный период — слишком маленький и быстрый, следует увеличить его. Обратили внимание на несоответствие заявленных правительством низких темпов роста пенсий и требуемого президентом высокого темпа роста экономики.
На предложение правительства о стимулировании сохранения рабочих мест для лиц предпенсионного и пенсионного возраста А. Шохин, представитель РСПП, высказался против принуждения работодателей держать рабочие места для пенсионеров.
Многие поднимали вопрос о введении прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ — богатые должны платить больше. Было немало и других предложений, которые, впрочем, не касались главного — заморозки повышения пенсионного возраста.
По итогам было заявлено о создании в Госдуме рабочей группы, которая будет работать с депутатами, экспертным сообществом, профсоюзами, бизнесом, правительством и подготовит соответствующие поправки ко второму чтению.
— Одним словом, слушания не придали оптимизма противникам повышения пенсионного возраста?
— К сожалению, не придали. Власти оставляют народу небогатый выбор — уличный протест и референдум, по итогам проведения которого Госдума вынуждена будет ввести мораторий на принятый закон.
КПРФ будет продолжать депутатский и протестный натиск на правительство для изменения социально-экономического курса в интересах большинства населения страны. По всей стране 2 и 22 сентября региональными комитетами КПРФ будут организованны массовые протесты, в том числе и у нас на Орловщине. Все районные и городские комитеты партии под руководством областного комитета КПРФ проведут пикеты и митинги в районах области, продолжат сбор подписей за отмену повышения пенсионного возраста. Кстати, уже собрано более 15 тысяч подписей орловцев.
— Но ведь политические решения о повышении пенсионного возраста принимались наверняка не в 2018 году…
— Да, началось это, как минимум, осенью 2016 года. И первые утечки информации пошли уже в конце января 2017-го. А спустя год, в январе 2018 года, к теме опять вернулись, когда рассматривали предложения на тот момент председателя Центра стратегических разработок (ЦСР) А. Кудрина по стратегии развития страны на ближайшую перспективу.
Мы предупреждали общественность о надвигающейся опасности уже тогда. Например, только лично мне пришлось выступать в СМИ 3 февраля 2017 года и 16 января 2018 года против таких «реформ».
Хочу также напомнить, что и сегодня Орловская область, как и целый ряд других регионов — Дагестан, Чечня, Якутия, Камчатский край, Владимирская, Иркутская, Кемеровская, Омская, Ярославская области, Москва, Еврейская автономная область, — воздержались от поддержки законопроекта о повышении пенсионного возраста.
— Основной мотив повышения пенсионного возраста, о котором говорят правительственные чиновники, это отсутствие денег в Пенсионном фонде и в бюджете. Но так ли это?
— Вопрос в приоритетах развития страны и социально-экономическом курсе правительства. При нынешнем либеральном курсе денег в бюджете никогда и ни на что не будет хватать.
КПРФ не раз предлагала варианты пополнения бюджета страны, использование которых сняло бы разговоры о повышении пенсионного возраста. В докладе Г. Зюганова на июньском (2018 г.) пленуме ЦК партии названы основные источники государственных инвестиций на развитие страны.
Золотовалютные резервы составляют 27 триллионов рублей. Отмена бюджетного правила принесёт в казну как минимум 4 триллиона рублей. Вернув резервы, которыми мы спонсируем экономику США, можно получить ещё 3 триллиона. К этому можно прибавить ежегодные поступления, которые дадут: налог на доходы олигархов в 3 триллиона рублей, госмонополию на водку и табак в 2 триллиона, средства от природной ренты в 3 триллиона. Всего — порядка сорока триллионов рублей в ближайшей перспективе.
— А каков объем недостающих средств в Пенсионном фонде для стабильной выплаты текущих пенсий? Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов заявил в эфире телепрограммы «Познер» в воскресенье, что дефицит Пенсионного фонда России составляет 1 трлн. рублей. По его словам, исправить эту ситуацию иначе, кроме как за счет подъема пенсионного возраста, не получится.
— Деньги есть. Ультралиберальная позиция чиновников опровергается статданными и документами самого правительства. К примеру, федеральный бюджет исполнен в январе-июле 2018 года с профицитом в 2,5% ВВП. Это значит, что 1 трлн. 383,3 млрд. рублей собрали сверх запланированных доходов. А ведь осенью 2017 года, когда правительство представляло к принятию бюджет 2018 года, планировали дефицит около 1,3 трлн. рублей, или 1,3% ВВП. Тогда урезали расходы по многим статьям и при этом уверяли: денег нет. Но они появились. Более того, по данным правительственного проекта «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019—2021 годы», профицит федерального бюджета РФ в 2019 году может составить 1,96 трлн. рублей, или 1,8% ВВП, в 2020 году — 1,15 трлн. рублей, или 1% ВВП, в 2021 году — 659 млрд. рублей, или 0,6% ВВП. Таким образом, правительство говорит о получении им дополнительных доходов, которые оно не видело и не предусматривало при формировании бюджета в 2017 году.
Иными словами, в Пенсионном фонде России не хватает 1 трлн. рублей, но при этом дополнительно в бюджет собрали 1 трлн. 383,3 млрд рублей. Этого с лихвой хватает на решение проблемы будущих пенсионеров. Значит, возраст можно не повышать.
— И из администрации президента идут недвусмысленные посылы правительству по источникам увеличения доходов бюджета. 9 августа стало известно об инициативе помощника Президента РФ Андрея Белоусова — наложить дополнительную фискальную нагрузку на компании горно-металлургического и химического комплекса. В СМИ активно обсуждают эту инициативу… Если она будет принята, то эти деньги могут пойти на латание дыры в Пенсионном фонде?
— Безусловно, могут пойти, так как это будут доходы федерального бюджета. Но это при условии, что инициатива А. Белоусова найдет понимание. Пока же мы видим положительную резолюцию президента: «Согласен» — и противодействие со стороны правительства и крупного бизнеса, который попросили поделиться сверхприбылями с гражданами страны. Всего в списке Белоусова значилось 14 компаний, среди которых «Норникель», НЛМК, «Алроса», «Полюс золото», «Металлоинвест», «Северсталь», «Мечел», а также «Сибур», «Фосагро», «Уралкалий» и «Акрон». Идея обосновывалась тем, что ставка налогообложения в этих секторах ниже, чем у ТЭК, а рентабельность выше. Белоусов подсчитал, что ежегодно они могут отчислять в бюджет на реализацию нового майского Указа президента не менее 0,5 трлн. рублей.
Предложения А. Белоусова основаны на экономическом расчете и мировой практике по изъятию сверхдоходов, образовавшихся благодаря рыночной конъюнктуре. К примеру, в той же сверхлиберальной Великобритании, по данным телеграмм-канала «Незыгарь», правительство неоднократно вводило налог на сверхприбыль. В 1981 году Маргарет Тэтчер «раскулачила» банки, которые, по её мнению, не страдали от рецессии, в которой пребывала страна. Было решено собрать четыреста миллионов фунтов (порядка двух миллиардов фунтов в нынешних ценах), что в результате составило примерно пятую часть прибыли банков за год, — в дополнение к имевшимся налогам. На следующий год манёвр повторили с нефтяниками Северного моря.
В 1997-ом Гордон Браун решил, что предшествующие консервативные правительства Великобритании отдавали госсобственность за бесценок. Новоприватизированным предприятиям было велено делиться: на основании прибыли за последние четыре года была подсчитана «настоящая стоимость» компаний, из неё вычли капитализацию компаний на бирже, а 23% полученной разницы взыскали в качестве налога на сверхприбыль. В результате было собрано порядка пяти миллиардов фунтов (в районе девяти миллиардов в нынешних ценах).
Нежелание правительства РФ поддержать предложение по изъятию сверхдоходов у крупных предприятий, многие из которых были приватизированы в лихие 90-е, красноречиво говорит о проводимом социально-экономическом курсе в интересах небольшой группы крупных собственников. При этом интересы большинства населения страны уходят на второстепенный план.
— Давайте поговорим и ещё об одной стороне проблемы. Насколько эффективно управляют пенсионными накоплениями граждан финансовые институты и, в частности, негосударственные пенсионные фонды?
— В совокупности в негосударственных пенсионных фондах на 1 января 2018 года находится почти 2,5 трлн. рублей пенсионных накоплений, плюс граждане добровольно разместили еще 1,2 трлн. рублей. Эффективность управления этими средствами низкая. За 2014—2016 годы совокупная доходность от управления пенсионными накоплениями в таких фондах оказалась ниже накопленного уровня инфляции.
Кроме того, только за 2015—2016 годы Банк России был вынужден аннулировать лицензии у ряда НПФ, в которых были застрахованы средства граждан на сумму 66,9 млрд. рублей. Из этих средств на 1 января 2018 года удалось вернуть менее 30%, остальной убыток фактически покрыл Банк России. В 2017 году в плачевном положении оказался ряда НПФ, входивших в состав финансовой группы «Открытие». Их спасение потребовало от Центрального банка еще 42,9 млрд. рублей.
В 2018 году потери негосударственных пенсионных фондов продолжились. Только за первый квартал 2018 года четыре из 20 крупнейших негосударственных пенсионных фондов потеряли 2,7 млрд. рублей пенсионных накоплений.
По мнению многих экспертов, нынешняя модель негосударственного пенсионного обеспечения оказалась несостоятельной и нуждается в радикальном реформировании. В этой связи интересен опыт Казахстана. Там в 2013 году национализировали все негосударственные пенсионные фонды.
Эти факты мне пришлось изложить в своем выступлении на пленарном заседании СФ 20 июня этого года и попросить рассмотреть этот вопрос в профильном комитете. Председатель Совета Федерации В. Матвиенко поддержала мою позицию и поручила комитету по социальной политике провести специальные слушания по эти вопросам, заявив, что если государство позволяет действовать негосударственным пенсионным фондам, то тогда оно берет на себя ответственность за жесткое их регулирование. А допускать, чтобы они превращались в конторы по обману пенсионеров, нельзя.
Слушания по вопросу эффективности использования негосударственными пенсионными фондами пенсионных накоплений граждан комитет провел через пару недель. Разговор был жестким и для ЦБ, и для Министерства по труду и социальному развитию. Были приняты соответствующие рекомендации для правительства по исправлению положения дел и недопущению впредь подобных ситуаций.
— Пользуясь случаем, проясним ещё один вопрос. Пару недель назад в некоторых орловских электронных СМИ появилась «сенсационная» информация о том, что вы проголосовали в СФ за принятие закона о повышении НДС. Мол, коммунист пошёл вопреки линии партии…
— Моя позиция по повышению НДС идентична партийной. Я противник его принятия. Об этом я заявлял публично. При голосовании была просто допущена техническая ошибка, о которой я узнал из СМИ. И в тот же день направил руководству Совета Федерации письмо, в котором указал: «Прошу учесть мой голос при голосовании по вышеназванному вопросу как «против».
В парламентской практике такие ошибки встречаются довольно часто, и депутаты ГД и сенаторы, когда это обнаруживают, в обычном порядке заявляют об этом и выражают свою позицию то ли на заседании публично от микрофона, то ли письменно уведомляют руководство палаты с просьбой внести изменения в протокол заседания. Вот и на сей раз, в соответствии с внутренними регламентами верхней палаты СФ, соответствующие дополнения были официально внесены в протокол заседания. В частности, сделана запись: «Результат В. Н. Иконникова считать «Против» на основании письма от 1 августа 2018 года».
Так что своих взглядов я не менял и не собираюсь, как бы кому ни хотелось.
Записал
Владимир Перетолчин.