Орловская искра № 27 (1396) от 19 июля 2024 года
Война — отдельно, страна — отдельно,
а культура — сама по себе. Но на деньги государства.
Дмитрий Стешин в эфире «Соловьёв. Live» говорит о культуре…
Военкор прекрасно понимает ситуацию внутри нашей театральной тусовки и в мире кино.
Совсем недавно брала интервью у Владимира Аграновича — режиссёра из Донецка, сына ополченца 2014 года. Говорили в том числе о «Резервистах» — сериале о первых месяцах СВО, который был снят прямо там, в Донецке и в Мариуполе.
Несколько стриминговых платформ уже отказали сериалу в прокате — не-фор-мат.
И вот Дмитрий Стешин поднимает эту тему.
У Дмитрия Стешина уже есть своя история столкновения с удивительным миром российской культуры, этим «государством в государстве». Режиссёра Александра Борисова, который решил в театре г. Чайковский (Пермский край) поставить спектакль по прозе Стешина и Захара Прилепина, затравили. Со скандалом выдавили из театра, потом — из профессии.
И вот режиссёр, которому нет места в нашей культуре, ушёл на СВО. Был ранен. Награждён. Снова воюет.
Режиссёр Анна Бабанова поставила в Норильске спектакль по «Ополченскому романсу» Прилепина. Повезла его по стране. Анонсов — нет. Рецензий — нет. Гробовое молчание основных «культурных СМИ». Многие зрители жаловались: они даже не знали, что спектакль приезжал в их город.
У нас в Питере появился спектакль об СВО. Режиссёр Людмила Манонина-Петрович (театральная компания «Ковчег») поставила спектакль о мобилизованном бойце из Таганрога, потерявшем ногу в бою и каждый день доказывающем: Маресьев не остался на страницах «Повести о настоящем человеке», он живет в каждом русском солдате.
(В основе спектакля — рассказы журналиста Ирины Бугрышевой, которая оставила профессию и волонтёром пошла в военный госпиталь — помогать самым тяжёлым).
Сцены у «Ковчега» — нет. В аренду помещение труппа снять не может, везде — отказы. Играть спектакль негде. Никто им не помогает.
Ольга Будина недавно поделилась: за поддержку СВО с ней отказался сотрудничать ВГИК. К студентам она доступа не имеет, в кино её больше не приглашают. Всё, в своей среде она стала изгоем.
Если тусовка позволяет травить и «отменять» артистов такого уровня, только представьте, что происходит в творческих вузах?
…Сергей Мардан резюмирует: у нас принята стратегия «война — отдельно, страна — отдельно».
Я бы сказала чуть по-другому: война — отдельно, страна — отдельно, а культура — вообще сама по себе. Но на деньги государства.
Нам не выжить без глубочайших, структурных преобразований в культуре.
Начиная с ротации кадров в творческих вузах, где сейчас преподают люди с абсолютно прозападной, а чаще всего — с русофобской идеологией.
Заканчивая созданием совершенно иных социальных лифтов, которые позволяли бы талантливым людям пробиться наверх — минуя созданное за тридцать лет культурное «либеральное болото».
ТГ Троицкая