Орловская искра № 6 (1374) от 16 февраля 2024 года
«Все войны когда-нибудь заканчиваются…»
35 лет назад Советский Союз вывел свою 40 армию из Афганистана. Война длилась почти десять лет. Командарм Б. Громов, подводя итоги, сказал тогда на пресс-конференции, что ни один пункт и ни одну боевую позицию советские воины не сдали противнику. А воины-афганцы пели в одной из своих песен, во множестве рожденных той войной: «Каких врагов мы не добили, каких оставили друзей…»
Все это увидели и услышали на видеозаписи ветераны Афганистана, собравшиеся 13 февраля в Орловском военно-историческом музее по случаю предстоящей памятной даты. Бывший заведующий музеем С. В. Широков традиционно был и ведущим, и душой этого собрания. Как обмолвился сам Сергей Владимирович, ветераны–афганцы собрались в стенах музея по случаю годовщины вывода войск уже в 18-й раз…
Православный священник, кавалер ордена Красной звезды о. Игорь благословил всех присутствующих. Он тоже воевал в Афганистане. А природный афганец Ансари Джавид Ахмад из «Союза афганских беженцев» и русский полковник, увешанный боевыми наградами, Иван Иванович Пахомов встали плечом к плечу перед собравшимися, как когда-то так же плечом к плечу воевали вместе против моджахедов.
Лидер региональной общественной организации ветеранов боевых действий, еще один участник той войны А. Д. Титов высказал горячее желание, чтобы детям больше не пришлось идти вслед за отцами дорогами войн, и чтобы Россия стала поистине свободной и независимой державой.
«Все войны когда-нибудь заканчиваются», — с этих слов начала свое выступление Людмила Мильшина, мать погибшего в Сирии военнослужащего. Она занимается сегодня поиском без вести пропавших в зоне СВО воинов Российской армии. «…Все войны когда-нибудь заканчиваются. Другое дело — какой ценой обходятся нам эти войны», — добавила Людмила Анатольевна.
А цифры и впрямь говорящие. Если в Афганистане за неполные 10 лет конфликта погибло 75 уроженцев Орла и области, а в Чечне — чуть больше ста, то в боях с неонацистами на Украине — уже около 400. И это данные, взятые только из открытых источников.
Выступавшие на встрече в музее назвали специальную военную операцию самым жестоким конфликтом из всех, которые пережил наш народ после Великой Отечественной. А присутствующий на встрече один из участников СВО поклонился ветеранам Афгана в пояс и заверил, что там, в степях Новороссии и на Донбассе, они, нынешние защитники Отечества, доделают то, что начато было в Афганистане.
А ведь если вспомнить, то во всей сложной и противоречивой исторической подоплеке, которая предшествовала вводу советских войск в Афганистан, был один безусловно зловещий эпизод — намерение американской военщины установить в горах Афганистана, на этом, самой природой возвышенном плацдарме, ракеты, которые могли достичь целей в глубине наших территорий. Бандеровская Украина образца 2014 года также должна была стать плацдармом НАТО и прежде всего армии США уже фактически на нашей территории, если иметь в виду историческую принадлежность так называемых украинских земель.
«Афганский урок» в чем-то ощутимо перекликается с «уроком украинским». Свержение в 1973 году законного правителя Афганистана Захир-шаха, легитимность которого определялась самим существованием такой формы правления в течение двух веков, привело к разрушению сложного и хрупкого и баланса внутри Афганистана и вокруг него. Афганским монархам-шахам удавалось поддерживать этот баланс на протяжении столетий.
«Консервативные афганцы испытывали огромное уважение как к институту монархии, так и к монарху», — пишет сегодня афганский историк Арвин Рахи, анализируя события того времени. Не случайно даже правительство Ленина поддерживало на внешнеполитической арене афганских шахов в 1919 году и уже без Ленина — в 1931-м.
«Восток — дело тонкое!» — в этой вроде бы шутливой фразе киногероя красноармейца Сухова отразилось и глубокое понимание первым советским правительством всей сложности процессов, происходящих в такой консервативной исламской стране как Афганистан. И при русских царях, и при большевиках Россия «деликатно дружила» с далеко не демократическим Афганистаном.
Но министр и двоюродный брат Захир-Шаха Мухаммед Дауд из благих, как водится, социал-демократических побуждений покончил с традиционной государственностью в своей стране. Человек «левых» взглядов, решительный Дауд форсировал преобразования и в результате «открыл ящик Пандоры». Новая революция 1978 года смела и самого Дауда. Но начавшееся затем «строительство социализма» только подлило масло в огонь — столкнулось с мощными национально-религиозным консерватизмом. И то, что когда-то удалось в России, не получилось в Афганистане. «Темный» народ, (во всяком случае, существенная его часть) с оружием в руках начал сопротивляться навязываемому ему «социальному прогрессу». И не смотря на то, что и председатель Революционного совета республики Афганистан М. Тараки, и оба его заместителя Б. Кармаль и Х. Амин — все были «друзьями Советского Союза», в конце концов пришлось свергнуть одного, захватившего власть и «потянувшегося к Западу», и сделать ставку на другого, поддержав его силами советской 40 армии.
Не произошло ли нечто похожее, только в другую историческую эпоху, уже на территории бывшего СССР после того, как российские реформаторы в очередной раз сломали исторически сложившуюся государственность своей страны, а потом долго «дружили» с «демократическими» президентами квазигосударства под названием «Украина», не замечая существовавших там противоречий, пока, наконец, не оказались перед лицом реальной угрозы натовского доминирования в европейской части бывшего СССР, в двух шагах от Центральной России?
И как в 80-х годах прошлого века, так и теперь, не приходится ли русской армии кровью смывать последствия недальновидности политиков? Не оказалось ли, что не только «Восток — дело тонкое», но и наши отношения с ветвями некогда «триединого народа» тоже не менее сложны и, как минимум, не должны были подвергаться искушению «политической независимостью», как и Афганистан — попыткой одним прыжком преодолеть свой вековой исламский консерватизм?
Разрушение преемственности в развитии всегда дорого обходится народам и государствам.
Это, конечно, хорошо, что все войны когда-нибудь заканчиваются. Но беда в том, что хорошо это только для тех, кому посчастливится пережить эти войны. Не говоря уже о том, что «количество убитых откликнется нам качеством живущих».
Андрей Грядунов.