Красная строка № 4 (399) от 10 февраля 2017 года
Зачем городить новый огород?
В последние дни января 2017 года толпы жителей Орла осаждали со своими квитанциями по оплате коммунальных услуг различные организации. Причиной массового недовольства жителей послужила большая плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды (ОДН), начисленная в квитанциях по содержанию общего имущества.
Нынешняя скандальная ситуация в большей мере является «заслугой» областных чиновников. С 1 января изменилась система оплаты за общедомовые нужды. Чиновники областного правительства сообщили, что ОДН, потребляемые при содержании общего имущества, мы будем оплачивать по нормативу, разработанному правительством Орловской области. Порядок начисления платы за ОДН следующий:
— норматив, установленный субъектом РФ, умножается на площадь общего имущества дома, которая определяется по техническому паспорту дома;
— полученная величина умножается на тариф (в рублях) и распределяется пропорционально площади квартир.
Некоторые председатели советов многоквартирных домов подсчитали, что только за счет такого нововведения плата за содержание общего имущества увеличится на 30—35 процентов, а впереди с 1 июля увеличение платы за все коммунальные ресурсы индивидуального потребления на 5,9 процента.
Постановление правительства Орловской области от 27 октября 2016 года № 423 «Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» оказалось сырым и недоработанным:
а) не отменен предыдущий приказ департамента строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области от 30.12.2013 года № 298 по нормативам на холодное и горячее водоснабжение, что позволяет использовать для расчета платы за ОДН площади общего имущества, не предусмотренные федеральным законодательством;
б) не указана методика определения площади общего имущества. При расчетах по приказу № 298 департамента кроме уборочной площади в составе общего имущества учитывается площадь лифтовых шахт, чердаков, технических этажей, встроенных гаражей, мастерских, технических подвалов, в которых имеются инженерные коммуникации, иного обслуживающего более одного жилого или нежилого помещения оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Приказ противоречит постановлениям Правительства РФ от 16.04.2013 года № 344 и от 23 мая 2006 года № 306. Согласно данным постановлениям общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Таким образом, при применении для расчетов платы за ОДН нормативных актов Орловской области, площадь общего имущества многоквартирного дома, подлежащая использованию в расчетах, увеличивается в 4—5 раз, а следовательно, в таком же размере увеличивается плата за коммунальный ресурс на ОДН.
Следует различать состав общего имущества многоквартирного дома и площадь помещений, которая применяется для расчета платы за ОДН. Это разные понятия и разные величины;
в) не определен порядок составления акта о том, что конструктивные особенности дома не предусматривают возможность потребления соответствующего коммунального ресурса при содержании общего имущества. Это привело к тому, что управляющие организации самоустранились и не составили подобные акты. Наиболее часто у жителей возникает вопрос: Откуда берется ОДН на горячую воду, если в доме отсутствуют общедомовые устройства, использующие горячее водоснабжение (ГВС);
г) норматив по ГВС не конкретизирован по применению тарифа на ГВС. Некоторые управляющие организации в норматив горячей воды на ОДН начали включать плату за подогрев. Постановление № 423 устанавливает норматив на ГВС только по объему воды, но не устанавливает норматив (тариф) на подогрев этого объема воды. Неопределенность создает для управляющих организаций условия для самостоятельного установления порядка начисления платы с начислением платы за подогрев воды;
д) применяемые нормативы установлены для расчетов оплаты за коммунальные ресурсы на ОДН при отсутствии общедомовых приборов учета;
е) ОДН в прежней редакции определяется как коммунальный ресурс, потребленный при использовании общего имущества. В нынешней редакции ОДН — это коммунальный ресурс, используемый при содержании общего имущества. Разная физическая сущность ОДН не позволяет использовать один и тот же норматив на разные услуги.
Первая городская управляющая компания (ПГУК) пунктуально применила для начисления платы за ОДН нормативы, установленные постановлениями областного правительства. На встречах с жителями юристы ПГУК переводят стрелки на областное правительство и заявляют, что они здесь ни при чем, они добросовестно применяют областное законодательство. Таким образом, областное правительство село в лужу, которую оно для себя готовило в течение нескольких лет.
К чему приводит новая система начисления платы за ОДН, поясню на примере. Предположим в доме проводились сварочные работы. Сварочный аппарат потребил 100 кВт электроэнергии. Плата за ОДН начисляется по нормативу, установленному областным правительством. В конкретном доме площадь общего имущества около 1000 кв. метров, существующий норматив на ОДН — 3,36 кВт часа на кв. метр общей площади. Таким образом, жителям будет начислена плата за ОДН 3360 кВт. Самое интересное в том, что электроэнергия, предъявленная к оплате, не учтена общедомовым счетчиком, электричество не потреблено, коммунальная услуга не предоставлена, но плата начислена. Оплаченные деньги не поступают в ресурсоснабжающую организацию, поскольку электричество не поставлено, а оседают на счетах управляющей организации. Чистое неосновательное обогащение в результате применения мошеннической схемы.
Что говорит законодательство? Сложилась традиция — каждое новое законодательство в сфере ЖКХ ухудшает существующее положение. В последнее время появилось много дополнений и изменений в постановления Правительства РФ №№ 306, 354, 491, 124. При этом из них исчезло общедомовое оборудование — лифты, освещение подъездов, домофоны, ускорительные насосы и прочее инженерное оборудование. ОДН в новой формулировке не включает в себя потребление электроэнергии лифтом, другим технологическим оборудованием, при освещении подъездов.
Создается впечатление, что в доме существует одновременно два типа ОДН:
— ОДН, потребляемые при использовании общедомового оборудования;
— ОДН, потребляемые при содержании общедомового имущества.
Оплата второго из видов ОДН производится по нормативу, а первого — по показаниям общедомового прибора учета. Причем, коммунальный ресурс на оба вида ОДН проходит через общедомовой прибор учета. Парадокс.
Это, как всегда, грехи нормативного акта — постановления Правительства РФ.
Областные власти неоднократно заявляли о том, что постановление № 354 в данном случае не применимо. Абсолютно не согласен с таким утверждением. В последние дни точка зрения чиновников изменилась.
Высказано мнение, что при начислении платы за ОДН возможно применение показаний общедомовых приборов учета по решению общего собрания. Однако существует неясность в порядке применения показаний общедомовых приборов учета. Будем ли мы применять порядок расчета платы за ОДН по постановлению Правительства РФ или будет другой порядок, установленный областным нормативным актом?
В редакции Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества МКД» «норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» — определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг…
Таким образом, порядок расчета размера платы определяется Правилами предоставления коммунальных услуг — Постановлением № 354. Это — первое, что не признают наши чиновники.
В редакции постановления № 354 «норматив потребления коммунальной услуги» — количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498). Это — второе, норматив применяется только при отсутствии приборов учета. При наличии приборов учета применение норматива потребления не правомерно. Этот тезис не должен вызывать удивления, поскольку понятие «норматив потребления» мы много лет применяем при отсутствии приборов учета.
Согласно пункту 40 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 потребитель в многоквартирном доме отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее — коммунальные услуги, предоставленные на общие домовые нужды). Ещё одно заблуждение областных чиновников. Термин «общедомовые нужды» учитывает плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества, т. е. признает ОДН как жилищную услугу и устанавливает порядок оплаты. Дальше — совсем просто.
Пункт 44. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из объема коммунального ресурса и тарифа на данный коммунальный ресурс.
Распределение коммунального ресурса между потребителями производится по нашим горячо любимым формулам №№ 11—14 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Возникает вопрос: а причем норматив при наличии приборов учета? Норматив играет роль ограничителя аппетитов исполнителя коммунальной услуги от неправомерного превышения платы, поскольку оплата, превышающая норматив, должна производиться исполнителем коммунальной услуги.
Пункт 48. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Норматив умножается на площадь общего имущества и полученная величина распределяется по собственникам пропорционально площади жилья. В этом расчете нет ничего нового. Чиновники не отрицают этой формулы из постановления № 354, но никак не признают остальные положения.
Формула применяется для расчета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды в доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета.
Нормативы на общедомовые нужды, определяемые по формулам 26 и 34 постановления Правительства РФ № 306, учитывают в составе общего имущества площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Областные нормативные акты увеличивают площадь общего имущества в несколько раз, поэтому и плата, начисленная за ОДН оказывается намного выше.
Нормативы потребления установлены для МКД, не имеющих приборов учета. При наличии общедомового прибора учета коммунальной услуги, ОДН на содержание общего имущества фиксируется общедомовым прибором учета. Поэтому оплата должна производиться с применением показаний общедомового прибора учета.
Применение приборов учета при их наличии установлено рядом федеральных нормативных актов: частью 1 статьи 157 ЖК РФ, частью 2 статьи 13 Закона № 261 «Об энергосбережении…», статьей 541 Гражданского кодекса и другими федеральными нормативными документами. В средствах массовой информации появилась информация о том, что показания общедомовых приборов учета при начислении платы за ОДН используются по решению общего собрания. Такая постановка вопроса вызывает удивление. С каких пор для исполнения законов требуется решение общего собрания? Может быть, в скором времени мы и Конституцию России будем выполнять по решению собрания?
Применение нормативов при наличии приборов учета противоречит федеральным законам и здравому смыслу жизни. В течение длительного времени мы вели борьбу за энергосбережение, устанавливали энергосберегающее оборудование, ежемесячно одномоментно снимали показания приборов учета. Теперь возникает вопрос: Зачем это все надо было делать?
Считаю, что новый огород городить не надо. Постановления Правительства РФ однозначно определяют расчет платы по нормативам при отсутствии приборов учета и с использованием показаний приборов учета при их наличии.
Р. Исламгазин.