Орловская искра № 15 (1284) от 22 апреля 2022 года

Закрепить за каждым двором по депутату!

В Орле с приходом апреля стартовал ремонт дворовых территорий. В этом году предполагается обу­строить 32 двора. Вот тот минимум благоустройства, на который могут рассчитывать жители: ремонт асфальтового покрытия, укладка бордюрных камней, установка светодиодного освещения у входа в подъезды, установка скамеек и урн.

Выписав для себя в блокнот несколько адресов, по которым проводился ремонт дворовых территорий в 2019—2020 году, решаю отправиться на прогулку и посмотреть, как выглядят «усовершенствованные» дворы в настоящее время.

Скажем так, визуальный осмотр показал, что асфальтовое покрытие пока держится, оно не растаяло вместе с февральским снегом, светодиодные светильники днем свет не излучают, а вот лавки и урны сразу бросаются в глаза, поскольку многие из них уже необходимо заменить.

Первым на пути оказался двор дома по переулку Ягодному, 6 — серой панельной девятиэтажки, введенной в эксплуатацию в начале семидесятых, последнее благоустройство выполнено в 2019 году. Возле одного из подъездов замечаю гнутую урну и «разрисованную» скамейку, возле большинства подъездов скамейки отсутствуют, видимо, жильцы пожелали зону отдыха разместить отдельно. По существующим правилам даже на простенькое благоустройство без особых наворотов утверждаются целые дизайн-проекты, которые затем согласовываются с жителями.

Однако то, что было установлено 2,5 года назад, назвать благоустройством язык не повернется: бетонное основание, в которое вмонтированы «ноги» лавок, почему-то предпочло выйти из земли и показать себя во всем своем уродстве. Поверхность скамеек потускнела из-за быстро стершегося лака, одна из лавок уже потеряла часть спинки, вокруг «зоны благоустройства» стоят рассыпающиеся урны. Всего же на благоустройство данной территории, если верить смете, было потрачено без малого три миллиона рублей.

Согласно Постановлению Правительства РФ собственники многоквартирного дома, территория которого подверглась «облагораживанию», должны вынес­ти решение «о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома». В общем, дареному коню в зубы не смотрят — берите, что бесплатно дают, да спасибо скажите, а заодно и издержки по утилизации «созданного имущества» также отнесите на свой счет.

Пять лет назад аудиторы контрольно-счетной палаты РФ, проанализировав подход к ремонту дворовых территорий в регионах, пришли к выводу, что работы не согласовываются с программой капитального ремонта жилых домов. А поскольку капремонт приводит к складированию строительных материалов, повреждению техникой газонов, зеленых зон, асфальта, то в таком случае работы по благоустройству дворов, выполненные до капремонта, признаны контролерами неэффективными.

Однако же подобную картину мы наблюдаем и сейчас. Дом по пер. Ягодному, 6 включен в дополнительную программу капитального ремонта. В 2022 году здесь будет отремонтирована крыша.
Следующий двор — пер. Ягодный, 13. Не иначе дизайнеры, рисуя свой проект, территорию двора разглядывали на спутниковой карте, не выезжая на место. Чтобы, сидя на скамейке, не получилось вытянуть ноги, новую конструкцию поставили параллельно старой, впихнув в нескольких сантиметрах от неё. Стоит заметить, что двор благоустроен в 2020 году за 1,6 млн, экономия на электронных торгах составила почти 178 тысяч. Может, не стоит экономить?

Двигаясь по заранее запланированному маршруту, в одном из благоустроенных дворов вижу одиноко стоящую урну, издали выглядевшую совсем новенькой, но заглянув внутрь, чувствую огромное разочарование — у мусоросборника оторвано дно.

Далее на пути попались дворы по ул. Игнатова — ремонт произведен в 2019 году. Во дворе смешались разнокалиберные лавки и скамейки, как современные, так и прошлых поколений благоустройства. Чтобы как-то улучшить зону отдыха, раз на асфальтовое покрытие денег не хватило, жильцы накидали под ноги всякий мусор, обставив всю эту «красотищу» вышедшими из употребления автомобильными покрышками, из центра которых уже начала пробиваться чахлая зелень.

Подобных «зон отдыха» во дворе несколько, так как сюда выходят подъезды сразу нескольких пятиэтажек, и в каждой из них живет свой доморощенный художник и дизайнер. В кустах прячется собранная из фанерных щитов собачья конура, сама хозяйка лениво разгуливает по двору, подставляя рыжую шерстку теплому весеннему солнышку.

Чуть поодаль новые «малые архитектурные формы» соседствуют с нагромождением хлама — фанера, доски, древняя мебель. Здесь же видавшая виды беседка, в незапамятные времена потерявшая крышу.
Если честно, то рядом с таким убожеством сразу меркнет ровный новенький асфальт, и двор напоминает скорее помойку, нежели рекреационную зону, где хотелось бы провести свой досуг.

В других дворах не лучше. Если есть урны, то зачастую без дна, если лавки, то установленные кое-как и без части «конструктивных элементов». Что было благоустройство, что не было… Четыре года назад Минстрой России при заключении контрактов на благоустройство поставил перед регионами задачу учитывать трехлетний гарантийный срок на выполненные работы. Есть ли на эти чудные вещи хоть какая-то гарантия?

Как проходила инвентаризация дворовых территорий, предваряющая ремонтные работы, совершенно непонятно. Между тем из постановления Правительства Орловской области, регламентирующего формирование современной городской среды в регионе, становится ясно, что состояние имеющегося дворового имущества оценивается по следующей шкале: «отличное», «требует обслуживания», «требует ремонта», «требует замены».

Судя по всему комиссия, оценивающая дворы, попадавшие в программу, всегда выносила один и тоже вердикт — «требует замены», даже если общественное добро находилось в удовлетворительном состоянии.

А как иначе расценить тот факт, что, например, во дворе на ул. Гуртьева, 16 оказались рядышком две площадки для отдыха — одна из лавок разных мастей, с грунтовым покрытием, и более поздняя, усовершенствованная — с асфальтовым покрытием и одинаковыми конструкциями.

Практика показывает, что при благоустройстве территорий старое оборудование, давно пришедшее в негодность, не демонтируется, а новое теряется на этом фоне и так же быстро ветшает. Уже спустя 2 года сложно отличить отслужившие свой срок конструкции от недавно установленных.

В дополнительную программу по благоустройству дворовых территорий, которая проводится при софинансировании собственников, жильцы не торопятся вступать, рассуждая примерно так: «зачем я плачу налоги, если благоустраивать двор опять должен за свой счет? А потом, когда на мои деньги поставят турники, качели, песочницы, я еще буду должен оплачивать их содержание?»

Многие не хотят скидываться на дополнительное улучшение потому, что не все берегут общественное имущество. В связи с этим федеральная программа дополнительного благоустройства буксует.

Есть желание иметь детскую или спортивную площадку, клумбы или цветники, асфальтированные зоны отдыха — платите в общий котел не менее 20% от сметы, а заодно сходите на субботник и, желательно, не с лопатой и граблями, а с бульдозером или трактором, помогите строителям техникой…

Ведь участие в федеральной программе «в рамках минимального и дополнительного перечня» может заключаться и в выполнении жителями неоплачиваемых неквалифицированных работ — таких как земляные, уборка мусора, демонтаж старого оборудования, озеленение территории, покраска скамеек; предоставление строительных материалов или техники, обеспечение благоприятных условий для подрядчика…

А если в доме живут преимущественно пенсионеры? Поэтому жители, как правило, готовы лишь «озеленить» территорию, что повсеместно и происходит на личные средства инициативных групп.
На все остальное денег у горожан просто нет. Отсюда — надежды на депутатов, которые финансируют установку во дворах разного оборудования… Но депутатов на каждый двор не хватает.

Елена Боровская.

Лента новостей

Отчетность