Орловская искра № 25 (1393) от 5 июля 2024 года
Заметки экономиста
о пакете реформ Минфина в налоговой системе России
Приступая к рассмотрению больной темы налогов в России для каждого россиянина, не входящего в клуб трехпроцентного слоя богачей…
Правительство и депутаты партии «Единая Россия», образно выражаясь, двумя руками и сытым хребтом держались за твёрдую плоскую налоговую шкалу НДФЛ в 13%, действующую с 2001 года. Эта налоговая система распространяется на всех работающих российских граждан независимо от дохода бедных и даже калек — лишь бы работали.
Надо признать, что лет пять она действительно была эффективной и побудительной для наполнения государственной казны. Для богатых же, говоря молодежным сленгом, это был настоящий кайф. В результате произошла громадная поляризация доходов богатых и бедных.
Тем не менее, глава Минфина Силуанов в 2020 году считал, что если в России появится прогрессивная шкала, то, во-первых, богатые люди перестанут платить налоги; во-вторых, инвесторы перестанут вкладывать деньги в экономику России. Им выгодна плоская шкала налогообложения, это преимущество российских условий, которого не станет, если ввести шкалу прогрессивную.
Но когда в 2021 году приперло, рейтинги власти за несколько месяцев до выборов в Государственную думу упали, да ещё пандемия привела к снижению доходов казны, вот тогда Российская власть под воздействием чрезвычайных обстоятельств вспомнила о народе и справедливости. Был внедрен двухступенчатый НДФЛ в 13% и 15% с 5 млн. рублей годового дохода.
25 сентября 2021 президент России Владимир Путин на встрече с лидерами партий, прошедших в Государственную думу, неоднозначно заявил: «По поводу прогрессивной шкалы: вы правильно сказали — здесь нужно действовать предельно аккуратно, с тем, чтобы не демотивировать людей, которые получают побольше, чем все остальные. Это первое. И второе — чтобы это не привело к советской уравниловке, из которой, как известно, ничего хорошего, к сожалению, не получилось».
Но КПРФ не опустила руки. Меньше, чем за месяц до СВО, 9 января 2022 года, член КПРФ, первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов с трибуны парламента произнес: «Мы предлагаем установить 25% ставки НДФЛ для доходов свыше 10 млн рублей в год и до 40—50% для сверхдоходов. При этом, для тех, кто получает МРОТ и меньше, ставка НДФЛ должна быть снижена до 5%, или до нуля. Это будет более справедливая система, она приведет к сокращению разрыва в доходах, снизит социальную напряженность. Некоторые опасаются, что в этом случае олигархи от нас сбегут, но практика показывает, что во всех развитых странах налогообложение еще выше. В Западной Европе, где так любят жить наши олигархи, ставки доходят и до 60%».
Февральский опрос в 2022 году Всероссийского центра изучения общественного мнения показал, что 64% российских семей не имеют сбережений. В начале июня центр изучил общественное мнение россиян и отметил, что неравенство все еще находится на слишком высоком уровне. Среди тех, кто считает разницу в доходах россиян огромной, больше всего людей с высшим образованием (76%), респондентов с низким потребительским статусом (75%), сторонников КПРФ (84%).
27 сентября 2023 года депутаты Госдумы внесли в парламент законопроект об отмене НДФЛ для граждан при доходах ниже 30 тысяч рублей в месяц. Но Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности посчитала эту инициативу недоработанной, указав на уже существующие меры поддержки.
Однако СВО внесла свои коррективы. Владимир Путин в Послании Федеральному собранию в конце февраля 2024 года поручил правительству снизить число граждан, находящихся за чертой бедности. Поскольку в зону риска попадают семьи с детьми, то ключевой мерой поддержки в 2023 году стало единое пособие для семей с невысокими доходами: его получали 11 млн граждан.
Главой государства было предложено снизить (хотя и в завуалированной форме) налоговую нагрузку на семьи, в том числе за счёт вычетов. А также стимулировать бизнес, который вкладывает средства в развитие, в реализацию инфраструктурных социальных проектов.
В этой связи в начале июня глава Минфина Антон Силуанов внес в Госдуму РФ пакет законопроектов об изменениях в налоговой системе в России в 2025 году. Он отметил: «Рассматривая нынешние налоговые изменения системы, важно понимать, что это не просто донастройка системы, как это было в отдельные периоды становления и развития отечественного института налогообложения, а комплекс мер, направленных на повышение налоговой справедливости и бюджетной сбалансированности в совокупности с мерами налогового стимулирования внутри российского производства».
Внимательное рассмотрение законопроекта показывает, что изменение налогового законодательства приведет к тому, что гражданам и бизнесу предлагается платить больше. При этом, вопреки обещаниям, олигархи от введения прогрессивной налоговой ставки практически не пострадают.
Предлагается ввести дифференцированный подход. Прежняя ставка в 13% останется для граждан с годовым доходом менее 2,4 млн рублей. Для тех, чей доход выше, она вырастет:
при доходе от 2,4 до 5 млн в год — до 15%; от 5 до 20 млн в год — до 18%; от 20 до 50 млн в год — до 20%; и при доходе свыше 50 млн в год — до 22%.
Кроме того, учтены, мол, бедные: для родителей с двумя и более детьми, у которых среднедушевой доход на члена семьи не превышает 1,5-кратного прожиточного минимума в месяц, предлагается ввести возврат уплаченного НДФЛ в размере 7%. Таким образом, они будут платить налог по ставке в 6%. От уплаты повышенного налога также будут освобождены участники СВО, доходы которых зачастую превышают 2,4 млн рублей в год.
Тем не менее нельзя не обратить внимания на детали, которые обычно упускаются из виду. Прежде всего, спорным выглядит тезис, что перераспределение налоговой нагрузки направлено на сверхбогатых людей, которых, таким образом, заставят поделиться баснословными доходами.
НДФЛ на дивиденды, а также процентные доходы по депозитам и доходы от продаж ценных бумаг решено не повышать, он останется на том же уровне в 15% от суммы свыше 2,4 млн рублей без прогрессии. При этом сверхбогатые люди обычно и формируют свои огромные доходы благодаря дивидендам и премиям топ-менеджерам, а вовсе не благодаря зарплате, которой у них может даже не быть, о чем утверждают столичные эксперты. Стоит учесть, что помимо НДФЛ предлагается также увеличить ставки по налогу на прибыль. Причём существенно — с 20 до 25%. В Минфине объясняют это успехами в экономике.
Уже подсчитано: повышение налога на прибыль сократит доходы компаний примерно на 6,2%. Вряд ли они согласятся отказаться от прежних барышей — скорее заложат потери в стоимость товаров и услуг. Что приведёт к росту цен, ударив в итоге по кошелькам не только богатых, но и бедных.
Я попытался изучить, а как же налоговая реформа 2025 года отразится на кошельках орловчан?
Доход порядка 91 процента орловских налогоплательщиков в 2019 году составлял менее 1 млн рублей в год. Соответственно, 9 процентов орловчан имели доход свыше 1 миллиона рублей. Об этом свидетельствуют обнародованные региональным УФНС предварительные итоги декларационной кампании 2020 года.
В 2022 году несколько увеличилась доля населения с доходами выше среднего. Данные официальной статистики по подсчётам специалистов в Орловской области показывают: доля тех, кто получает не меньше 45 тысяч рублей в месяц, составляет 22,5% от общей численности населения региона. В 2021 году этот показатель был на уровне 17,3%. Специалисты также уточняют, что по итогам 2022 года доходы выше среднероссийского уровня (71,5 тыс. руб.) были примерно у 158 тысяч (14,9%) орловчан.
«Орелстат» 3 июня 2024 года сообщил, что по итогам марта 2024 года среднемесячная номинальная начисленная зарплата орловцев превысила 52 тыс. рублей. Рекордсменами стали работники финансовой и страховой деятельности. Их средняя номинальная начисленная зарплата в Орле составила 95,9 тыс. рублей. Занятых в торговле — 52,2 тыс. рублей, а в образовании и здравоохранении — немногим больше 40 тысяч.
При средней зарплате в 52 тыс. рублей медианная составляет лишь 35 тысяч (67%). Бедность населения налицо.
Завершая изложение данной темы, хочу обратить внимание на факт изучения Счетной палатой России предлагаемого Минфином налогового законопроекта. Выступая в Совете Федерации аудитор Андрей Батуркин сказал, что к логике документа вопроса нет: «Но есть пара моментов, если мы говорим про принцип справедливости. Например, возьмем гражданина с 5 млн рублей годового дохода, а другой с 50 млн рублей: первый будет платить 18%, а другой — 22%. Разница между ними значительная, в результате возникает некоторое несоответствие и диспропорция».
Депутат Госдумы от КПРФ Денис Парфенов считает, что правительство путем многоступенчатой шкалы налогообложения обесценивает саму идею прогрессивной шкалы налогообложения. По этому поводу в независимой прессе пишется: «Похоже глава Минфина не пожелал прислушаться к мнению депутата и Счетной палаты, «не увидел» в законопроекте несоответствий и диспропорций. Неудивительно! Силуанов подобно всем либерал-реформаторам всегда обслуживал интересы крупного бизнеса и старался создать ему, а не миллионам граждан страны, самые комфортные условия».
Там же подчеркивается, что он сам — богатый человек, его зарплата в 2023 году составила почти 3 млн. руб. в месяц. Я давно об этом писал. У Силуанова месячная зарплата больше, чем у канцлера ФРГ. До народа ли?
Василий Молоканов,
Заслуженный экономист РФ,
к. э. н.