Орловская искра № 29 (1397) от 2 августа 2024 года

Запись к врачу — как бег с препятствиями

В редакцию газеты пришло письмо от жительницы села Молодовое Шаблыкинского района.
«Дорогая редакция! Я, Комарова Людмила Ивановна, (имя и фамилия изменены по просьбе автора — Ред.), ваш постоянный читатель. Нередко я обращаюсь к вам для консультаций по каким-либо вопросам. Это письмо — мой крик души, больше мне не к кому обратиться. Я думаю, что с такими же проблемами сталкиваются и другие жители нашего района, да и других районов тоже.

А дело вот в чем: мы с мужем состоим на учете в областном онкологическом диспансере у онкоуролога. Вот уже несколько лет через каждые 6 месяцев ездим на контроль по нашим заболеваниям, и каждый раз испытываем огромные трудности с записью на прием. Постоянная запись к врачу практически отсутствует. Вот уже 6 месяцев пытаюсь записаться на прием к врачу-урологу Д. П. Тимошенко, но ответ один: «Записи нет».

Прошу вас, пропишите мне правила этой «игры», возможно, вам, корреспондентам, будет проще их понять.

Опишу свои похождения. Начну со своей Шаблыкинской районной поликлиники. Там я слышу один ответ: «Талонов нет», — т. е. нет записи. Звонила сама в регистратуру ООД, мне дали телефон 25-50-49, сказали, что по этому номеру я могу записаться к врачу, но этот телефон постоянно занят. Звонила в областной департамент здравоохранения на «горячую» линию, там переключили еще куда-то. Сначала были короткие гудки, а потом женский приятный голос сообщил, что мы, пациенты, не должны сами звонить в областную клинику, должен записывать наш доктор по месту жительства.

11 июля сын поехал в Орел. Попросила его заехать в онкологический диспансер, в регистратуру, чтобы записаться. Он за­ехал, но там получил ответ: «На июль записи нет, а на август запись откроют с 15 июля». Наступило 15 июля, звоню с утра в регистратуру, телефон снова занят. Звоню днем, в 15.00, и получаю обескураживающий ответ, что на август уже все расписано, а потому записи нет. Спрашиваю — когда же вы успели всех записать? В ответ слышу: «Кому надо, пришли в 8 утра и записались». Звоню в единую службу по номеру 122, получаю ответ: «Мы с ООД не работаем, у них свои правила, своя запись».

По телевизору постоянно показывают положительные репортажи о работе нашего орловского здравоохранения. Но почему такая неразбериха, почему невозможно попасть к врачу на прием? Кто установил такие правила? Постоянно слышишь о доступности здравоохранения, но какая же это доступность?»

Что и говорить, с такой проблемой сталкиваются жители области и в других поликлиниках.
Что делать в данной ситуации? Мы обратились за комментарием к руководству медицинского учреждения. Вот что сообщила по этому поводу Наталья Николаевна Желобкова, заместитель главного врача Орловского областного онкодиспансера.

— Действительно, такая проблема существует. На номер, указанный в письме (25-50-49) жительницей Шаблыкинского района, ежедневно поступает более 300 звонков со всей области. А 15 июля поступило более 600 звонков. К нам обращаются жители Орла, районных центров, сельских поселений. Пациентов много. Онкологические заболевания за последние годы стали весьма распространенными. Рост заболеваемости, к слову, наблюдается во всем мире.

Проблема обостряется еще и по той причине, что в области, прежде всего, в районных медучреждениях, не хватает врачей узкого профиля, а уролог — это узкий специалист. Поэтому к нам часто обращаются люди, которые должны проходить лечение в районе, но из-за нехватки врачей направляются в областную больницу. Сейчас в областном онкологическом диспансере прием ведут два врача-уролога, один из врачей на данный момент в отпуске (выйдет на работу после 15 августа). Это одна из причин возросшей очереди.

Да, к нам часто обращаются с вопросом — как записаться к врачу. Я бы посоветовала следующее: если пациентка состоит на учете, то ей необходимо обратиться в районную поликлинику и записаться по системе «врач-врач», т. е. через первичное звено. Специалист районной поликлиники свяжется с регистратурой ООД по служебному номеру и внесет фамилию пациентки в лист ожидания. Как только появится окошко, с пациентом свяжутся через районную поликлинику и пригласят на прием к врачу-урологу в областную клинику. Иными словами, лечащий врач формирует направление на консультацию на доступное время. А затем пациента информирует, когда необходимо прибыть на прием к врачу. При этом пациент должен предоставить номер телефона для обратной связи. Такой алгоритм позволит сэкономить время и попасть на прием к нужному врачу.

От редакции. Нехватка узких специалистов в медучреждениях регионов России, как считают многие эксперты, это результат и логичное следствие планомерной «оптимизации» в сфере здравоохранения, которая активно велась в предыдущие годы. О каких врачах узкого профиля можно говорить, если в районных больницах сокращали койко-места, рабочие места, да и сами больницы оказывались под угрозой закрытия.

Необходимо менять подходы. Не случайно в последнее время все активнее звучат предложения о возвращении советской системы распределения кадров, создании таких условий, чтобы врачи не стремились уйти из государственного сектора в частный.

Подготовила Юлия Рютина.