Красная строка № 29 (424) от 6 октября 2017 года
Затягивать пояса ещё туже?
Федеральное Собрание приступило к рассмотрению внесенного Правительством РФ проекта федерального бюджета на 2018—2020 годы. 2 октября 2017 года состоялись парламентские слушания, в которых приняли участие представители практически всех регионов страны. Выступил там и член Совета Федерации от Орловской области В. Н. Иконников. Он говорил, в частности, о долговой удавке, которая не даёт краям и областям нормально развиваться.
Именно поэтому «Красная строка» попросила его прокомментировать проблему.
— В 2018 бюджетный год Орловская область, как и большинство регионов России, войдёт со старыми, нерешёнными финансовыми проблемами. Специалисты называют основные из них — это несбалансированный бюджет, существенная долговая нагрузка и так называемые нефинансируемые мандаты — то есть переданные области, но не финансируемые из федерального центра расходные полномочия. При этом имеющиеся у регионов доходные источники — собственные доходы и межбюджетные трансферты из федерального бюджета — далеко не в полной мере обеспечивают их расходные обязательства.
В чем причины такой ситуации?
— За последние 10 лет с федерального уровня на областной было передано множество так называемых расходных обязательств.
При этом если в первые годы их финансовое обеспечение целиком или частично осуществлялось из федерального бюджета, то в последующем доля центра в финансировании федеральных же полномочий сокращалась, а нагрузка на областной бюджет, наоборот, неуклонно возрастала. Хотя Бюджетный кодекс предусматривает вслед за передачей из центра в регионы расходных полномочий обязательность передачи им также соответствующих финансовых ресурсов.
Вот конкретные примеры. В 2011 году Орловская область на содержание детей в семьях опекунов и приемных семьях расходовала 95,4 млн. рублей. Из них 29,9 млн. поступало в виде субвенции из федерального бюджета. А с 2012 года эти расходы в полном объеме — 99,7 млн. рублей — осуществлялись уже только за счет средств областного бюджета. В 2017 же году эта сумма увеличилась до 158 млн. рублей. Таким образом, объективно расходы областного бюджета по этой строчке выросли за пять лет более чем в 2,5 раза.
Аналогичная ситуация — по финансированию других федеральных полномочий. Скажем, на деятельность многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в 2015 году было направлено 145,9 млн. рублей, в том числе федеральные средства составили всего 38,7 млн. рублей. Потребность же областного бюджета на 2017 год — 156,5 млн. рублей. А госпошлина от услуг МФЦ покрывает расходы лишь на 60 млн. рублей.
На обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» и № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (вставших на учет до 1 января 2005 года), в 2016 году Орловской области было выделено из Москвы 4,9 млн. рублей — при потребности 100,9 млн. рублей. На 2017 год необходимо 216 млн. рублей.
На обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, областной бюджет потратил 117,7 млн. рублей вместо 13,2 млн. — из-за недофинансирования из федерального центра. В 2016—2017 годах ежегодно на данные цели предусмотрено 38 млн. рублей за счет федеральных средств и 213,6 млн. рублей — за счет области. С учетом обращений данной категории граждан в суды, потребность на 2017 год составляет уже 1,149 млрд. рублей.
На льготное лекарственное обеспечение так называемых «федеральных льготников» расходы в 2016 году увеличились на 261,5 млн. рублей. Объем средств областного бюджета, направленных в 2016 году на эти цели, составил 65,5 млн. рублей.
— Выходит, что «федералы» не выполняют свои обязанности по финансированию, а областные власти вынуждены тратить «местные» бюджетные деньги, чтобы обеспечить выполнение переданных с федерального уровня полномочий?
— Правильно. Давайте посмотрим на доходы областного бюджета. За период 2012—2016 годов их общий объем вырос на 3,3 млрд. рублей. Но при этом дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета сократилась с 4,0473 млрд. рублей в 2012 году до 3,4348 млрд. рублей в 2016 году, что привело к сокращению доходов областного бюджета за указанный период на 1,7096 млрд. рублей. При сокращении финансовой помощи из федерального бюджета прирост первоочередных расходов с 2012 года составил 5,5388 млрд. рублей, в том числе на оплату труда работникам социальной сферы — 2,0051 млрд. рублей, оплату публичных нормативных обязательств и других социальных выплат — 1,0802 млрд. рублей, выплаты за неработающее население — 1,6311 млрд. рублей. Вот и посчитайте сами.
В ситуации нехватки ресурсов областному правительству приходится минимизировать другие расходы — например, по содержанию сети государственных учреждений образования, здравоохранения, культуры и т. п. Из-за острой нехватки средств область вынуждена наращивать заимствования по максимальному пределу, допустимому Бюджетным кодексом, чтобы погасить дефицит своего бюджета. А это, как цепная реакция, увеличивает её государственный долг.
К сожалению, проект федерального бюджета на 2018 год в части межбюджетных отношений не решает проблемы сбалансированности региональных бюджетов. В проекте бюджета 2018—2020 годов в течение трех лет ежегодно запланировано снижение межбюджетных трансфертов. В 2018 году их выделение уменьшено на 3,2% к уровню 2017 года, в том числе субсидии — на 7,1%, субвенции — на 11,9%, иные межбюджетные трансферты — на 19,7%. Рост на 3,3% запланирован лишь по дотациям.
— Помнится, ещё будучи депутатом Госдумы, вы не раз говорили об этой проблеме, настаивая, чтобы правительство замещало дорогие коммерческие кредиты куда более дешёвыми бюджетными…
— Да, мы добивались этого. На сегодня в структуре долгов регионов удельный вес бюджетных кредитов составляет 50% по ставке 0,1% годовых. Но Минфин стал заключать с регионами соглашения, подписываемые при получении самих бюджетных кредитов, в которых записывались жесткие и, на мой взгляд, чрезмерные требования к регионам, направленные в основном на сокращение бюджетных расходов, не предусмотренных законодательством в полномочиях субъектов РФ, снижение долговой нагрузки, дефицита бюджетов и наращивание собственных доходов. Самое главное — такие требования для целого ряда регионов оказываются невыполнимыми.
К примеру, Орловская область в 2016 году вместе с 16 регионами не выполнила условия соглашений и попала под санкции Минфина, поэтому до 01.07.2017 года пришлось вернуть ему 100% выданных кредитов — 5,385 млрд. рублей. Образовавшийся дефицит средств правительство области просто вынуждено было закрывать коммерческими кредитами, увеличивая долговую нагрузку региона.
В своих выступлениях на заседаниях комитета Совета Федерации я неоднократно поднимал этот вопрос, требуя поменять позицию Минфина и облегчить условия выдачи бюджетных кредитов для регионов.
— Получается, инициатива президента по реструктуризации бюджетных кредитов подоспела как раз вовремя? Вы ведь тоже об этом говорили на слушаниях по федеральному бюджету 2018—2020 годов в Совете Федерации. Благодаря этому Орловщина как-то сможет облегчить своё долговое бремя?
— Инициатива президента по реструктуризации бюджетных кредитов на 7 лет, безусловно, облегчит бремя регионов в части темпов погашения кредитов. Но Орловская область вынуждена была вернуть все бюджетные кредиты из-за позиции Минфина, и теперь эта норма не распространяется на нашу область. А программа выдачи бюджетных кредитов регионам с 2018 года прекращена.
Для Орловщины более актуальна была бы помощь федерального центра в части компенсации расходов на обслуживание дорогих коммерческих кредитов. На слушаниях по бюджету мне пришлось с трибуны прямо обратиться к Министру финансов А. Силуанову. Я предложил рассмотреть вариант выделения регионам, у которых уровень коммерческого долга превышает 50% собственных доходов, средств из федерального бюджета на субсидирование процентной ставки по коммерческим кредитам на уровне стоимости их обслуживания в размере не более ключевой ставки плюс 1%. Это в полной мере будет соответствовать предложению президента об особом подходе к регионам, где велика доля коммерческих кредитов в структуре госдолга.
— Ради каких же принципов Минфин отбирает у регионов дешевые бюджетные кредиты и понуждает их к новым дорогим заимствованиям, подвигая их все ближе и ближе к пропасти? Разве правительство не несет ответственности за их финансовое состояние? Все ведь понимают, что неисполнение субъектами РФ кредитных соглашений с Минфином — это следствие финансово-экономической политики самого правительства РФ, при которой регионам навязали соглашения с такими условиями, которые в кризис оказались просто невыполнимыми. Разве это не так?
— Правительство несет полную ответственность за сбалансированность региональных бюджетов. Это предусматривает федеральное законодательство. Но бюджетная политика правительства РФ заключается, с одной стороны, в чрезмерном ужесточении и сокращении расходов регионов, а с другой — в передаче им дополнительных расходных полномочий без полноценного финансирования. В целом это приводит к недофинансированию прямых расходных полномочий регионов, в нашем случае, Орловской области. И в основном страдают при этом образование, здравоохранение, культура, спорт, социальная политика.
К примеру, в соглашениях о предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности Минфин потребовал от регионов отмены с 01.01.2018 года региональных законодательных актов о дотациях сельским учителям, врачам, работникам культуры, сокращения расходов на ЖКХ, поддержку инвалидов, материнский капитал, питание школьников и т. д. В общей сложности, по оценкам коллег, секвестром будет затронута значительная часть населения. А это — меры социальной поддержки, и отмена льгот вызовет непонимание и протест в регионах. Представьте, как тяжело правительству Орловской области будет принимать такие решения.
— Что нужно сделать, чтобы остановить эти процессы?
— Правительству страны необходимо прекратить практику недофинансирования переданных регионам расходных полномочий, а также подписания соглашений при выделении регионам дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые должны быть безусловными. Следует прекратить принятие федеральных законов, влияющих на доходы и расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ. Такие законопроекты находятся на рассмотрении Государственной Думы, и их принятие приведет в большинстве случаев к снижению доходов краёв и областей. Требует финансирования президентское поручение по увеличению средств на лекарственное обеспечение льготников.
Мы все прекрасно понимаем и сложности нынешней внешнеполитической ситуации, и реальные точки напряжения внутри страны, особенно в канун предстоящих президентских выборов. Именно поэтому проблемы, о которых мы говорили, актуальны для всей России и должны умно и последовательно решаться совместными усилиями, а не загоняться ещё дальше вовнутрь.
Беседовал Павел Мигунов.