Орловская искра № 11 (1379) от 22 марта 2024 года
Значит, можно работать?
Почти исключение, которое должно стать правилом
Депутат Орловского городского Совета Марина Франко узнала об этой управляющей компании не от начальства, а от своих избирателей. Жители старой многоэтажки, расположенной по адресу: ул. Паровозная, 10, однажды поделились с депутатом неожиданной радостью — в подъездах дома «в кои-то веки» заменили оконные рамы. А потом еще одна «сногсшибательная» новость: начался ремонт ступеней у подъездов. И настоящее чудо — полностью отремонтировали один из подъездов. Значит, и до других очередь дойдет!
А тут еще пришлось депутату Марине Франко столкнуться с такой, увы, обычной для нашего города проблемой — мусорные контейнеры поломались. Колеса у них отвалились, и перевозчики просто перевернули емкости, чтобы народ туда мусор больше не сыпал. А куда его сыпать в таком случае? Проблема? Еще какая для Орла!
Выяснила депутат, что окружающие многоэтажки обслуживают три управляющие компании. Но отремонтировать контейнеры согласилась только одна из них. И не то, чтобы милость оказала, нет. Просто не стала отнекиваться, что такой ремонт не входит в обязанности УК.
— Генеральный директор «Зеленой рощи» А. С. Муромский мне специально сделал памятку — выписку из нормативных документов. И там черным по белому написано, что контейнеры — это тоже обязанность управляющих компаний, — рассказывает Марина Франко.
А когда орловские улицы превратились в сплошной каток после ледяного дождя в феврале, депутат горсовета опять убедилась, что из всех действующих на ее округе управляющих компаний добросовестно и своевременно посыпала дворы песчаной смесью только одна из них — все та же компания «Квартал», руководимая Владимиром Александровичем Кравцовым.
«Хотите познакомлю?» — предложила Марина Франко. И мне стало интересно: что же это за «управляшка» такая, которая делает то, от чего, как правило, все другие отмахиваются, ссылаясь на хроническую нехватку средств, собираемых с собственников жилья?
Собственно, и вопрос-то главный к В. А. Кравцову у меня был один: «Откуда дровишки», то есть деньги на обслуживание?
В ответ Кравцов показал мне типовой перечень работ по текущему ремонту, содержанию общего имущества и управлению этим имуществом в многоквартирном доме — мол, все отсюда, как и предусмотрено действующим законодательством. Никаких других источников нет.
Начали разбираться подробнее и выяснилось, например, что на замену оконных рам в подъездах дома № 10 на ул. Паровозной пришлось копить часть средств жителей, ежемесячно перечисляемых за текущий ремонт, на специальном счете примерно год.
Еще есть у Кравцова специальная «заначка», поддерживаемая за счет средств, которые он собирает с жителей в качестве платы за управление многоквартирным домом. Есть, оказывается, и такая строчка в перечне работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома.
Я удивился, а Кравцов поясняет: мол, можно, конечно, все на себя потратить, ведь строчка так и называется — «плата за управление», а можно распорядиться этими средствами по-хозяйски — потратить деньги не только на зарплату себе и, скажем, паспортистке, но и сформировать некий резервный фонд, поддерживая его из месяца в месяц. Если что в обслуживаемых домах случится — всегда есть «подушка безопасности».
Еще несколько «секретов» у Кравцова. Например, у него нет аффилированных ремонтно-строительных подразделений, с помощью которых можно перекачивать средства граждан в свой карман, оценивая стоимость работ с максимальной выгодой для подрядчика, который потом с тобой делится полученным прибытком.
У Кравцова в его «Квартале» и еще одной управляющей компании, которую он приобрел недавно, работают восемь слесарей, два электрика, два мастера и один главный инженер. И весь этот маленький коллектив обслуживает 40 домов! Три года назад, когда В. А. Кравцов начинал, их было всего 11.
Лишних «управленцев» Владимир Александрович не держит. Как не прибегает он и к помощи так называемых расчётных центров, которые формируют квитанции для разных управляющих компаний по договору с ними. У Кравцова этим занимается свой специалист. И по прикидкам учредителя и директора «Квартала», это дает экономию примерно в сто тысяч рублей ежемесячно. Деньги очень даже не лишние для обслуживаемых домов, возраст которых 40—50 лет.
Как построена работа в «Квартале»? Так, в общем, как и должно быть у всех, кто работает в этой сфере. Слесари регулярно осматривают закреплённые за ними дома, и сообщают главному инженеру о выявленных дефектах — не только про то, что уже течет, но и о том, что вот-вот может сломаться. Мастера обеспечивают слесарей необходимым материалом и оборудованием.
Как бывает всякий раз в разговоре с руководителями, у которых дело поставлено с рутинной отлаженностью, Кравцов заметил: «В общем, даже не знаю, о чем еще рассказать».
Я бы и не приставал с расспросами, если бы «все бы так, да всегда», как говорил кочегар в известном советском фильме «Коммунист». Да вот только сколько уже лет прошло с тех пор, как система частного управления жилыми домами начала действовать, а вопросов к участникам этого рынка все больше и больше — прямо пропорционально количеству нареканий со стороны жильцов.
Где системная ошибка: частная собственность виновата, низкие тарифы, невнятность законодательства в части разделения обязанностей между участниками ЖКХ-обслуживания?
Но вот передо мной человек, — один из учредителей УК, типичный «частник» — и он спокойно и деловито рассказывает, как обслуживает несколько десятков многоквартирных домов в тех условиях, в которые его поставило российское законодательство; в буквальном смысле — с типовым перечнем работ по текущему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирных домов в руках.
Не жалуется, не ропщет, ни на кого не кивает. Даже, кажется, вполне доволен тем, как идут дела. И самое главное — люди ему благодарны. Значит можно работать?
…В отремонтированном подъезде в доме на ул. Паровозной скоро появятся и новые почтовые ящики. Марина Франко взяла на себя эту часть затрат, профинансировав дело лично, даже не из депутатского фонда, а из собственного кошелька…
Она говорит, что к этому ее подвигло в том числе и отношение Кравцова к своим обязанностям. Помочь ведь всегда хочется, прежде всего, тому, кто вкалывает, не жалея себя, и думает в первую очередь о результате.
Людей не обманешь. В отношения с управляющими компаниями мы либо вечные просители, либо в хорошем смысле, как в «Квартале», — потребители услуг.
Чувствуете разницу?
Андрей Грядунов.