«Бывают разные сближения»
Образ героини этого очерка представляется мне ясным и гармоничным. Родилась. Училась, училась и училась. Работала, работает в настоящее время и будет работать до тех пор, пока хватит сил. А между строками — детство, юность, друзья, мечты, родительский дом, книги, театр, любовь, семья, ребенок, ученики и многое из того, что просто так не расскажешь… Если все это описать, то и получится портрет Ольги Вячеславовны Князевой, которая 35 лет прожила в Орле. Она — профессор Орловского государственного института искусств и культуры, заведующая кафедрой режиссуры и мастерства актера, заслуженный работник культуры, человек известный, почитаемый и многими любимый.
И если расспросить о ней всех, кто с ней рядом прожил эти творчески насыщенные годы, то непременно услышишь о том, какой она прекрасный специалист, талантливый режиссер, неутомимый труженик, генератор интересных идей, надежный друг. И еще много чего расскажут о ней коллеги и ученики, но все непременно выделят самую главную черту ее характера — фантастическое умение притягивать к себе людей, разных по возрасту и устремлениям. Есть в Князевой какая-то необъяснимая сила притяжения. И если по каким-либо причинам обстоятельства разводят того или иного человека с ней, то болезненное ощущение разрыва остается в душе навсегда. А в остальном Ольга Вячеславовна — типичный представитель того поколения, чья юность совпала с периодом «оттепели». Это сейчас люди могут родиться в один и тот же год, а жизнь прожить разную, потому что определяют ее совсем не те ценности, которыми жили в то время. А тогда на всех была юность одна и детство одно, в какой части нашей необъятной страны оно бы ни протекало. Поэтому, рассказывая о человеке, невозможно обойти его детство: там все самое главное в его душе формировалось. Это было в Виннице, на Украине.
Несколько слов о детстве
Детям всегда хочется видеть своих родителей прекрасными. Валентина Ивановна, растившая Олю и Сашу одна, давала им для этого все основания. Жизнь свою, заполненную до краев работой на химическом комбинате, заботами о том, чем накормить, во что одеть, как выучить ребятишек, она проживала достойно. Мужицкая бригада ремонтников технического оборудования ей подчинялась и уважала мастера за доброту и деловитость. К тому же вечерами в Доме культуры Валентина Ивановна пела и играла на бандуре, а вместе с ней вертелись и ее дети. С соседями жили по-родственному в коммуналке, вместе отмечали праздники, пели, читали. Дети дружили, не зная национальной розни. Мир был строго поделен на хорошее и плохое: во что верить и что надлежит исполнять — принималось без обсуждения, плохое дружно осуждалось. Потом, когда пройдут годы и пошатнутся вечные истины, для Ольги Вячеславовны, как и для многих лучших представителей ее поколения, выбора не будет, они не станут выдавать плохое за хорошее.
Оля росла послушной, училась хорошо, воспитывала младшего братишку в строгости, не пускала гулять, пока не выучены уроки, за что соседские мальчишки дали ей прозвище «Мачуха», что, конечно, не помешало Саше нежно любить и почитать сестру по сей день.
Несмотря на очень скромные средства, в доме появлялись книги, маме за хорошую работу давали подписку. Книгами обменивались с соседями и друзьями. На старых черно-белых фотографиях запечатлена Олина девичья жизнь: улыбчивая девчушка, косички, прижатая к груди книжка, прелестное, одухотворенное лицо — вся в ожидании чуда.
Театр пришел к ней рано
В Винницком Доме культуры «Химик» Оля пела, танцевала, читала стихи до тех пор, пока не открылась театральная студия, и вот этот момент повернул жизнь нашей героини в сторону драматического искусства. Она сыграла в модной тогда пьесе Радзинского «Сто четыре страницы про любовь».
Театр хоть и не впрямую, но жизни учит. Оля пропускала через себя сторонние явления, постигала тайны существования своих героинь. Театр научил её откликаться на все мгновенной вспышкой ассоциаций и острых переживаний. Эта способность чувствовать — первое условие творчества, оно не только счастье, но и мука, крест. На каких весах можно измерить то, что отбирается из жизни и переходит потом в творчество? Этого не знает никто. А творчеством заполнится вся ее последующая жизнь. Театр жил в ней, ее природа органично с ним соединялась.
Школа театральных премудростей
Уже на экзаменах на режиссерское отделение Московского института культуры обнаружились не только сценические способности Ольги Вячеславовны, но и ее глубокое понимание материала, ее способность понимать суть его.
Ей повезло. Курс вела ученица Станиславского Лидия Павловна Новицкая, опытнейший педагог, мастер, фанатически приверженный системе великого режиссера. В теории и на практике её ученики постигали законы театрального искусства, вырабатывали в себе навыки театральной педагогики, и этими знаниями они пользуются до сих пор.
Это было время новых открытий в сценическом искусстве. Спектакли Юрия Любимова, Анатолия Эфроса, Марка Захарова потрясали невиданными доселе сценическими приемами. Гастроли брехтовского «Берлинер ансамбля», театра Стреллера, Брука открывали новый сценический мир. Выставки современного искусства, фильмы выдающихся мастеров мирового кино — все это переплавлялось и укладывалось в ее собственную систему знаний о мире и искусстве, пополнялось новыми средствами выразительности. Хотелось немедленно все воплощать, нужны были свои ученики, единомышленники. И когда вместе с дипломом Ольга получила приглашение начинать новый институт в Орле, она его приняла.
«Я — чайка»
Эту знаменитую чеховскую фразу Ольга Вячеславовна Князева скажет спустя 35 лет, вложив в неё иронический смысл. В своем монологе перед затихшим залом, где соберутся выпускники кафедры, она шутливо пожалуется на кучу забот, на кипу бумаг, на усталость и вечную занятость и признается, что всю эту суету не променяет ни на какую другую жизнь. И все, кто знает её, поймут, сколько серьезного стоит за этой фразой.
Она была в числе первых педагогов Орловского филиала Московского института культуры. Это потом ему дадут сегодняшнее название. Кафедра режиссуры была малочисленной, молодых педагогов Ольгу Князеву и Лидию Жирнову встретили три мастера: заведующий кафедрой А. А. Разинкин, ученик выдающихся театральных деятелей М. О. Кнебель и А. Д. Попова, который уже был известен постановками в Иркутской драме; В. И. Каплин и М. И. Лазарев. Они ненавязчиво помогали своими советами выпускницам, и началась работа и овладение мастерством педагога. С каждым новым курсом возникали новые задачи, новые представления о профессии.
Ольга Вячеславовна не рассчи-тывала в Орле задержаться, но разве уедешь от студентов, когда столько в них вложено. К тому же дали жилье, она вышла замуж, родился сын.
Жизнь столбилась в Орле
С мальчиком сидеть было некогда — выручала мама. Потом, когда он подрос, брала с собой на долгие репетиции. Студенты — её главная забота — платили своему педагогу любовью, и, кажется, всем стало ясно: судьба Ольги Вячеславовны определилась окончательно.
Нашему поколению выпало на долю пережить кардинальные перемены в жизни страны. Рушилась экономика, перевёртывалось сознание, по-новому осмыслялась история страны, у многих сдвинулась почва под ногами. Конечно, новые времена тревожили и Ольгу Вячеславовну, но рядом были студенты, которых надо было ориентировать не на развенчание былых ценностей — этого хватало, — а на то, как не разувериться в людях, не разочароваться в жизни. Здесь и проявился её удивительный дар притяжения. К тому времени Князева уже возглавила кафедру режиссуры.
Создавалось творческое и человеческое объединение преподавателей и студентов. Все, что не работало на эту идею, отбрасывалось, как шелуха. Поверьте, организовать учебный процесс, работать с педагогическими кадрами, выполнять кучу разных дел, о которых несведущий человек даже не подозревает, может не каждый. Князева обладает этой способностью выделять главное, не зацикливаться на том, что решить пока невозможно. Её оптимизму иногда поражаешься. Тяжело работать, когда нет учебного театра с современной аппаратурой, но надо работать в тех условиях, какие есть. Время проходит, и вот уже строится новое здание, а значит, будет и учебный театр. Нет денег на костюмы, но постепенно стараниями лаборантов и педагогов создается богатая костюмерная. Мало учебных пособий, но уже накапливается видеотека спектаклей. Зато есть самое главное — крепкие педагоги, которые, сами понимаете, с небес не сваливаются. Поэтому надо помогать молодым специалистам, которые появляются на кафедре, стимулировать, хотя бы морально, научную работу и уметь доброе слово сказать тем, кто рядом, плечом к плечу, выполняет вместе с ней работу по организации праздников в Дни театра, капустников и методических конференций, тем, кто работает в жюри, выступает с докладами на конференциях, ставит интересные спектакли со студентами, помогает любительским коллективам, создает свои студии, проводит огромную работу в городе, ставит праздники и концерты…
Кафедру знают на Орловщине. Это усилиями Князевой и ее команды прошел первый фестиваль спектаклей выпускников кафедры «Альма-Матер». Это ей удалось открыть две новые специализации: теперь кафедра готовит еще актеров для театра «Свободное пространство» и режиссеров телевизионных программ. Это она и её кафедра провели серию мероприятий к Дню города и невероятно красивый праздник «Дворянского гнезда». Это с ее легкой руки студенты выезжают на российские и международные фестивали и привозят высокие награды.
Мир вокруг Ольги Вячеславовны Князевой воюет, культура задыхается от безденежья, криминал и коррупция обволакивают страну — жизнь несладкая, зарплата при профессорской должности небольшая, здоровья не прибавляется, но она всегда в форме, в рабочем настроении. У неё есть мужество найти то, что помогает сохранять жизненный оптимизм. У нее есть друзья, ученики и ощущение необходимости друг для друга.
Моего разумения не хватает, чтобы до конца осмыслить поразительно яркую жизнь этой удивительной женщины. Я обхожу тему ошибок моей героини, её сомнений, разочарований — что об этом рассказывать, если все проходит, а остается любимое дело, которому посвящается жизнь, есть люди, в которых вложены её талант, любовь и опыт, и есть город Орел, который она приняла всем сердцем. Я присоединяюсь к многочисленным ученикам, друзья, близким, ко всем, кто знает Ольгу Вячеславовну Князеву и спешит поздравить ее с юбилеем. Пусть жизнь поворачивается к ней самыми светлыми сторонами!
Людмила Васильева.