Частица поющей России
Хор Р. С. Анохиной в течение 40 лет был уникальным явлением орловского самодеятельного певческого творчества. Не фольклорно-народный, а самый настоящий академический хор, который исполнял серьезные классические произведения преимущественно русских композиторов. И это при том, что у хористов за плечами в лучшем случае — музыкальная школа, а то и ее не было, только талант, от Бога данный, да странное по нынешним меркам желание — петь в хоре.
Оно еще и сегодня проявляется. Раиса Сергеевна рассказывает, что недавно ей позвонила одна женщина: мол, узнала, что есть такой хор в Орле, хотела бы участвовать. Пришла и с успехом поет.
40 лет назад, в далеком 1970 году, Анохина собрала свой хор под крылом Всесоюзного хорового общества. Была тогда в стране такая общественная организация, которая существовала на взносы своих членов и, представьте себе, находила достаточно желающих платить их. У каждого из них были свои профессия, работа, служебные обязанности. Но хор для этих людей был необходимым дополнением к обычной жизни советского человека.
Два–три раза в неделю Анохина собирала своих хористов в стенах Орловского музыкального училища, где она, уроженка Тамбова и выпускница местного музучилища, преподавала с 1967 года, после окончания Саратовской консерватории. Как вспоминает теперь Раиса Сергеевна, в хоре пели в основном учителя и инженерно-технические работники, «итээровцы», как тогда их называли. Были среди хористов и рабочие, и студенты музучилища. В лучшие времена, в 80-е годы прошлого века, хор Анохиной насчитывал 40 человек. Из них 18 мужчин, остальные — женщины. Выступали и в Орле, и в районных Домах культуры, а также в Брянске, Владимире, Курске, Новгороде, Ельце, Суздали, Москве. Дважды побывали в Эстонии, еще советской республике, на праздниках песни. Своими глазами видели знаменитые таллинские «песенные поля» — эти грандиозные площадки, где на ступенях специального амфитеатра мог разместиться хор, состоящий из нескольких тысяч участников.
В России любовь к хоровому пению никогда не была столь массовой. Но в хоре Р. С. Анохиной всегда собирались истинные ценители этого искусства. Как рассказывает Раиса Сергеевна, репетиции хора проходили не менее интересно, чем выступления на публике. Анохина так описывает процесс освоения того или иного музыкального произведения: «Знакомимся, впеваемся, а потом влюбляемся». В числе самых любимых произведений хора Раиса Сергеевна называет рахманиновскую «Неволю» на слова Цыганова. Написанная в лучших традициях русской народной песни, она за внешней простотой незатейливого поэтического сюжета таит, как айсберг, необъятную «подводную» часть — глубокую эмоциональность, возвышенность чувств, что не может не волновать слушателей и самих исполнителей. «Одна женщина в нашем хоре всякий раз не может сдержать слез, когда мы исполняем это произведение», — рассказывает Анохина. На репетициях хор, по выражению Раисы Сергеевны, создает образы через поиск верного звука. Специалисты отмечают особое умение хора Анохиной — выражать самое нежное «пиано», то есть петь в нужных местах очень тихо, в полной мере передавая композиторский замысел. И если для музыкантов, владеющих тем или иным инструментом, это, в общем, обычное дело, то в хоровом пении «пиано» является очень сложным режимом исполнения.
Духовные произведения тоже есть в репертуаре хора. Причем любопытно — они были в его репертуаре всегда, даже в советское время, когда такая музыка не поощрялась. «Но ведь мы пели классику, — рассказывает Раиса Сергеевна, — куда же нам было деться от Бортнянского, например! А он писал духовную музыку. Ну и пели на музыку Бортнянского светские стихи, написанные современными авторами».
В 2006 году в День славянской письменности и культуры (по церковному календарю — День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия) хор Анохиной исполнял духовные песнопения на одной из площадок Детского парка в Орле. И слушая это исполнение, трудно было представить себе, что многие из этих людей, только придя в хор к Раисе Сергеевне Анохиной, начали постигать азы нотной грамоты. А ведь исполнить произведения духовной музыки (те самые, что можно услышать в православных храмах на воскресной литургии) очень трудно. Такие произведения исполняются, как правило, на четыре голоса без музыкального аккомпанемента. И хористы должны либо уметь «петь с листа», то есть понимать, слышать мелодию в немых нотах, либо обладать феноменальной музыкальной памятью, чтобы за несколько репетиций выучить свою партию наизусть. Любители из хора Анохиной в этом искусстве не уступают профессионалам. И это, пожалуй, самое потрясающее в этом коллективе.
«Конечно, наличие музыкального слуха обязательно», — улыбается Раиса Сергеевна. Но хоровое пение само по себе обладает одним удивительным свойством — оно помогает слабому стать сильным. Здесь индивидуальность проявляется как часть целого, а не сама по себе, и этим же, то есть отношением к общему определяется ее ценность. Не случайно хоровое пение без музыкального сопровождения было всегда любимо на Руси и с древних времен прижилось в нашей «единой соборной церкви», сначала как пение «в унисон» — знаменитый «знаменный распев», а потом как многоголосное пение (акапелла).
К сожалению, наше время не способствует укреплению и развитию этих традиций. Вот и хор Р. С. Анохиной три года назад стал чисто женским. Мужчинам то ли некогда, то ли не за чем теперь заниматься этим. Последнее было бы наиболее прискорбным.
Но у нас в России давно и многое держится на женщинах. Об этом еще Ф. М. Достоевский писал полтора столетия назад. Наши женщины, в отличие от мужчин, почему-то дольше сохраняют веру в некие высокие смыслы своего бытия и реже задают себе риторические вопросы типа «А зачем это мне нужно?» или «Что я с этого буду иметь?». Одна хористка, рассказывает Раиса Сергеевна, некоторое время назад уехала с семьей в далекий северный город Мирный. И там организовала свой академический хор. Спустя годы женщина снова вернулась в Орел. И, не раздумывая, опять пришла к Анохиной, чтобы петь в ее хоре. Как говорится, комментарии излишни.
Любительский академический женский хор Орловского областного центра народного творчества под руководством заслуженного работника культуры РФ Р. С. Анохиной имеет звание «Народный». К этому стремятся многие творческие коллективы, но далеко не всем удается заслужить его.
В ноябре прошлого года хор участвовал в региональном этапе 7-го Всероссийского конкурса «Поющая Россия», который проходил в Курске. И завоевал звание лауреата 1-й премии. Эта победа открыла коллективу дорогу в Санкт-Петербург, на заключительный этап конкурса, который проходил в последних числах апреля этого года. В нем приняли участие хоры и ансамбли из 36 регионов России. В своей номинации — женские любительские хоры — орловский хор под управлением Р. С. Анохиной занял первое место. Сама же Раиса Сергеевна была удостоена специального диплома за образцовое дирижирование. «Поющая Россия» высоко оценила и орловский коллектив, и его бессменного руководителя.
К счастью, она еще есть — поющая Россия!
И. Рябов.