Друг мой лошадь
— Говорите, что конный спорт — это экзотика и она не оправдывает затрат? Как посмотреть… Вы когда-нибудь общались с лошадьми? Кормили их, гуляли с ними? Жаль. Тот, кто это делал, знает, что можно получать удовольствие не только от спортивного результата.
Расскажу вам такую историю. В Рязани есть человек. Состоятельный. Он проводил в этом городе чемпионат Европы по мотокроссу. Теперь строит манеж. Случилось это так: его дочь просто влюбилась в лошадей. Сначала наш герой решил, что это каприз, но построил ребенку конюшню на десять голов — пусть забавляется. «Каприз», однако, не проходил. Более того, отец стал замечать, что в некоторых вопросах его дочь начала разбираться лучше, чем он, умудренный жизнью мужчина! В людях, по крайней мере, она точно стала разбираться лучше. При этом дочь взрослела буквально на глазах. Организатор мотогонок понял, что лошади — это очень серьезно, и принялся строить манеж.
При чем здесь кони? Сейчас объясню. Ребенок инстинктивно тянется к сильному. Но если в подростковой среде сильные подчиняют слабых, то в общении с лошадью все совершенно иначе. Лошадь — очень сильное животное, но человек для него всегда друг, даже если он — слабый ребенок. И когда человечек двенадцати-тринадцати лет видит, как огромное, сильное и умное существо отвечает любовью и благодарностью на заботу о нем, этого приобретения у подростка уже никому не отнять. Ребенок начинает понимать цену каждого своего поступка. «Человечек» взрослеет, он становится ответственным.
С умением разбираться в людях тоже все просто. С лошадью не поговоришь, ее нужно научиться чувствовать. После этого людей, с их привычкой прятать за слова свои намерения, раскусить труда не составляет. Тот, кто научился читать взгляд лошади, — взгляд человека, даже самого хитрого и искушенного, всегда прочитает.
Называть конный спорт экзотическим я бы не стал даже сегодня. Этот спорт стремительно развивается. Для меня, как для конника в пятом поколении, это понятно и неудивительно, но кому-то кажется странным.
Родители приводят детей в орловские конно-спортивные клубы, часто просто уступая детскому нытью. Первые несколько дней мы вообще не трогаем новичков, позволяя им ходить по конюшне, осматриваться, привыкать. Потом просим сделать что-нибудь самое простое, например вывести лошадь. Скажу, что просто любить лошадей — мало. У конников есть такая поговорка: «Порядок бьет класс». И если мальчишки и девчонки поняли, что существуют правила, которые нельзя нарушать, что есть обязанности, которые нужно выполнять, потому что лошадь — существо живое и о нем нужно заботиться каждый день, невзирая на свое настроение, они у нас остаются. А дальше происходят удивительные вещи. У подростков, которые занимаются в конно-спортивных клубах несколько лет, нет проблем во взаимоотношениях с родителями; вообще в таких семьях, как правило, не бывает ссор, вызванных трудностями переходного возраста. Дети приучаются к дисциплине. Они становятся нормальными.
Кого больше — мальчишек или девчонок? Девчонок, как ни странно, больше. Даже не знаю, чем это объяснить. То, что они не сильнее мальчишек, очевидно. Значит, целеустремленнее. Работа с лошадьми — очень тяжелый труд. Видимо, девчонки в этом возрасте трудности переносят легче. В сборной Орловской области только двое ребят: Денис Струев и Алексей Ильин, все остальные — девушки.
Существует проблема и иного свойства. Современная компьютерная культура бездушна. У меня занималось много ребят с хорошими спортивными задатками, но они относились к лошади потребительски. Им хотелось, как в компьютерной игре, нажать на кнопку и немедленно добиться результата. Они не могли понять, что есть минуты, когда лошадь должна отдохнуть, чтобы не надорваться. Если бы я этих ребят не контролировал, они, скорее всего, погубили бы лошадь. Они не воспринимали ее как живое существо, которое, прежде всего, нужно жалеть. Такие «наездники» уходят.
И все равно сегодня желающих заниматься конным спортом больше, чем мы можем принять. У нас просто не хватает лошадей. Это ведь очень дорогой спорт. Мы вынуждены даже выращивать коней сами, чтобы как-то растянуть расходы во времени. В конно-спортивном клубе «Левап» дети занимаются бесплатно. Но есть и платный прокат, и система дополнительных платных тренировок. И даже при этом мы вынуждены отказывать многим желающим у нас заниматься.
Жду не дождусь, когда в районе «Дубравы» будет построен манеж. Тогда возможности возрастут многократно. В том числе и чисто спортивные. Сегодня ведь мы тренируемся на открытом грунте: снег сойдет, проклюнется зеленая травка — ищем такие островки и «прыгаем». Показывать стабильно высокие результаты в таких условиях невозможно. Около «Дубравы» же будет построен шикарнейший комплекс, шикарнейший! Я бывал во Франции, Германии и должен сказать, что манежи подобного уровня есть там не в каждом крупном городе. Достаточно сказать, что наш манеж по размеру будет больше московского, в котором проходит зимний чемпионат России. А по качеству, думаю, и превзойдет его.
Кто строит? Меркулов Павел Александрович, депутат облсовета. Вкладывает собственные средства, находит инвесторов и компаньонов. Выскажу собственное мнение. Если бы у нас все депутаты построили — не по комплексу, нет, — а по хоккейному корту или по волейбольной площадке, думаю, им не стыдно было бы смотреть людям в глаза. Меркулов — настоящий меценат. Поездку сборной Орловской области, составленной из представителей разных клубов, на открытый чемпионат Москвы по конкуру оплатил он. Это очень большие расходы. Тренироваться нашим конникам сейчас, по существу, негде, поэтому делать это приходится в Москве. Команда пробудет там месяц. С завершением строительства собственного манежа около «Дубравы» проблема с тренировками отпадет.
Предполагаю, что некоторые московские команды сами захотят стать к нам на постой. Конюшни рассчитаны на сто десять голов, но мы будем их расширять еще голов на сорок-шестьдесят. Федерация конного спорта России совместными усилиями намерена возвести у «Дубравы» еще один манеж, помимо того, что уже строится. Получится комплекс европейского уровня и по масштабам, и по качеству. Одновременно мы решим кадровую проблему — молодежи не нужно будет уезжать в Москву, где она, как правило, и остается. Талантливые ребята смогут реализовать себя дома.
Конный спорт удивителен. В нем нет возрастных границ, заниматься вы можете хоть в двенадцать лет, хоть в пятьдесят. Этот спорт аристократичен и доступен одновременно. В Курской области, где такой же ипподром, как у нас, лошадей в три раза больше, чем на Орловщине. На соревнования коней привозят на «КамАЗах» из районов. Таким развитием коневодства у нас может похвастаться только Ливенский район. В Курской области таких районов пять. Да, думаю это показатель жизнеспособности деревень. Но положение будет исправляться. Как член президиума Федерации конного спорта России, отвечающий за его развитие в Центральном федеральном округе, совершенно ответственно заявляю, что конный спорт в стране возрождается. В некоторых регионах просто наблюдается бум.
Мы проанализировали: большинство детей, которые занимаются конным спортом в клубе «Левап», полностью содержащемся П. А. Меркуловым, из малообеспеченных семей. Возможно, именно эти ребята и станут звездочками «аристократического» спорта, который, уверен, еще прославит Орловщину.
Что пока? Достижения есть и сегодня. Денис Струев в прошлом году стал чемпионом Центрального федерального округа. Членом сборной ЦФО стала Вика Белоусова. Но никуда не деться и от проблем. Они обыденные. Просто беда, например, с кормами. Сена в Орловской области сегодня практически не купить, овса — днем с огнем не сыщешь. Его почти не сеют. Спрос рождает предложение, а лошадей на Орловщине, как я уже сказал, втрое меньше, чем у соседей. Купим корм втридорога и все равно будем развивать спорт, который обязательно должен быть там, где есть люди, получающие удовольствие не только от высоких результатов, но и от общения с живым существом по имени лошадь.
Монолог председателя Федерации конного спорта Орловской области, члена президиума Федерации конного спорта России Сергея Попова записал С. ЗАРУДНЕВ.