Между возможным и невозможным
Наряду с давно признанными, ставшими уже традиционными мероприятиями подобного рода есть у нас в Орле и совсем «молоденькая» премия, учрежденная горадминистрацией 2 года назад. Называется она «Лицо города» и вручается по нескольким номинациям. В этом году обладателем премии в области культуры — вручение состоялось 4 августа — стал художественный руководитель театра «Русский стиль», заслуженный артист России Валерий Иванович Симоненко.
— Валерий Иванович, как вы думаете, что конкретно оказалось решающим при выборе победителя в вашей номинации?
— Во-первых, могу сказать абсолютно точно, что знаю еще человек тридцать, которые имеют полное право получить премию в области культуры. Ведь Орел — удивительно талантливый город. Думаю, решающим здесь оказалось сочетание нескольких факторов: это и серьезная двухгодичная работа театра над темой о сегодняшнем человеке в спектаклях «новой волны», и то, что в следующем году «Русский стиль» отмечает свое 15-летие — юбилей, конечно, не круглый, но для нас очень значимый. Наверняка сыграла свою роль и общественная работа, которой я довольно активно занимаюсь помимо своей основной профессии (Валерий Иванович — председатель комиссии по культуре при Общественном совете города, член городской Комиссии по помилованию. — Е. В.).
— Скажите, а был ли в вашей практике такой момент, когда какие-то общественные начинания становились для вас важнее работы в театре?
— Да, конечно, — при решении вопроса о доме Лизы Калитиной и «Дворянском гнезде». История с восстановлением домика героини тургеневского романа длится уже очень долго, но года 2—3 назад, когда был создан Общественный совет, появилась надежда на ее скорое окончание; активно заработали и музеи, и администрация. Однако сейчас этот вопрос снова приостановлен, и я считаю одной из основных целей городской и областной власти разрубить, наконец, этот «гордиев узел».
— Ваша концепция единого культурного пространства города как-то связана с этим вопросом?
— Безусловно. Дело в том, что Орел географически очень удачно расположен. Так сложилось веково, градостроительно, что большинство музеев города, а также территория «Дворянского гнезда» и Ленинская улица составляют практически единый художественно-исторический комплекс. Мы считаем (я говорю «мы», потому что над этим вопросом уже думают многие люди), что будущее Орла — именно за этим районом. Так требует поступать само время: многие города, включая Москву, идут сейчас по этому пути, делая акцент на культурном развитии территории.
— Вернемся к театру. Заранее понимаю некорректность вопроса, но все же — есть ли у вас какой-то особенно любимый спектакль из выпущенных в последнее время?
— Конечно, все наши спектакли очень разные: и «Девочки! Кто хочет 250 тысяч?», и «Ревность», и Гришковец, — и каждый хорош по-своему. Но, как ни парадоксально, мой любимый спектакль — еще не родившийся — «Бытие II» Ивана Вырыпаева. Я хожу вокруг этой пьесы уже, наверное, года два и постоянно сталкиваюсь с какими-то трудностями. А вот сейчас она «пробивается» очень мощно. В общем-то, так и должно быть, ведь любой спектакль — это какая-то судьба. Я думаю, это станет большим откровением — человеческим, философским и театральным. Наше «Бытие II» будет построено на воспроизведении подсознательных картин; будем использовать кино, спецэффекты, живую музыку. У меня большие надежды на этот спектакль — ведь он завершает собою весь цикл «Комедий из жизни человеков».
— А чем еще порадует своего зрителя «Русский стиль» в следующем сезоне?
— В новом сезоне мы будем переходить к классике, делая акцент на творчество орловских писателей — Лескова, Андреева. Хотя, опять же, для театра это будет не самоцель, а только переходный этап к чему-то новому. Будем непременно приглашать других режиссеров (за все время существования театра ими было поставлено всего три спектакля, над остальными работал Валерий Иванович. — Е. В.). Это связано и с началом гастрольной и фестивальной деятельности «Русского стиля». Правда, конкретно для нашего театра это экономически невыгодно. Дело в том, что у нас нет типового оформления на типовой театр с его большой сценической площадкой, да и пьесы мы играем далеко не самые «прокатные». Но избирательно выезжать на фестивали обязательно будем, например, уже есть предложение от «новой волны».
— Валерий Иванович, что же необходимо режиссеру для успешной реализации своих творческих планов? Кто из живущих в нем важнее — организатор или художник?
— Ни один из них не должен быть важнее. Немирович-Данченко, к примеру, определил режиссера как триединое лицо — художник, организатор и контролер. Эта удивительная профессия включает в себя труд психотерапевта, бухгалтера, артиста. И главное здесь — непрерывный поиск баланса, компромисса между возможным и невозможным. Только понимая это, режиссер может реализоваться в полной мере.
Евгения Владимирова.