О возрождении духа в резолюциях не пишут
Как спасать русское село от полного вымирания и исчезновения с лица земли? В сущности именно эта проблема обсуждалась на конференции «Возрождение села как фактор социально-экономического, культурного и духовного развития регионов Центрального федерального округа Российской Федерации». Участие в ней членов президиума Общественного совета ЦФО придало собранию особый статус. С трибуны конференции выступали председатель Общественного совета ЦФО Е. Л. Юрьев, полномочный представитель президента РФ в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко, заместитель министра сельского хозяйства А. В. Петриков, губернатор Белгородской области Е. С. Савченко, губернатор Брянской области Н. В. Денин, глава администрации Воронежской области В. Г. Кулаков, глава администрации Тамбовской области О. И. Бетин, губернатор Курской области А. Н. Михайлов, члены Общественного совета ЦФО, представители вузов, общественных организаций и бизнеса. Губернатор Орловщины в этом расширенном заседании президиума Общественного совета ЦФО не участвовал. Да и проходил форум не в Орле: для обсуждения проблемы возрождения коренной России и место выбрали соответствующее — прямо под стенами знаменитого православного монастыря «Коренная пустынь» — в местечке Свобода Курской области.
«Там русский дух, там Русью пахнет». Похоже, для организаторов конференции это было очень важно — начать серьезный, вполне практический ученый разговор о путях спасения русского села именно в православной атмосфере. Нужно отметить, что Центральный федеральный округ при активной поддержке Г. С. Полтавченко в последние годы решительно заявляет о своей приверженности православной церкви и ее учению. Курская и Белгородская области в этом смысле продвинулись дальше всех. Здесь решительно внедряют религиозное образование в светской школе и главных губернских университетах, строят красивые новые храмы и духовно-просветительские центры. И удивительно: этому стремлению к благочестию неизменно сопутствует и чистота улиц, прямо-таки европейская опрятность фасадов, крыш и дорог даже в самых маленьких населенных пунктах. За «передовиками» тянутся и другие регионы. Калужская, Брянская, Тамбовская губернии являются неизменными участниками православных образовательных научно-практических конференций ЦФО и год от года расширяют свое сотрудничество с Русской православной церковью. Орловщина пока держится особняком, словно присматривается к инициативам соседей, не заглушая, но и не распространяя широко наработки орловской православной общественности и отдельных православных педагогов.
В Орле участникам расширенного заседания президиума Общественного совета Центрального федерального округа не пришлось бы окунуться в православную атмосферу, которая создана на курской земле в паломническом центре «Коренная». Сюда женщинам в брюках входить не рекомендуется, и в каждом гостиничном номере есть красный угол с иконами и святая вода на столе. К смирению безмолвно, но убедительно призывают лики святых и в зале заседаний, так что даже у далеких от церкви участников форума, по их собственному признанию, возникал особый настрой, при котором уже и не казалось таким уж «мракобесным» строгое объявление на входе по поводу брюк.
Без формы не бывает и содержания. Сочетание того и другого и создает цельность явления или образа жизни. И на конференции некоторые выступающие подчеркивали, что, прежде чем говорить о возрождении русской деревни, нужно осознать и сформулировать, что мы хотим получить в результате. Каким он должен быть — современный русский крестьянин? Каким ценностям он привержен и какую идеологию исповедует? К чему стремится и каковы его потребности — духовные и материальные? И хотя в процессе дискуссии затрагивались самые разные аспекты проблемы сельского возрождения — от социальной инфраструктуры и образования до отношений с энергетиками, — высокой нотой звучали идеи об укладе сельской жизни как основополагающем факторе возрождения села. Губернатор Белгородской области Е. С. Савченко приводил примеры, когда восстановление или строительство нового храма являлось отправным моментом оживления жизни в умирающей деревне. А архиепископ Курский и Рыльский Герман рассказывал, как нередко сельские священники, обосновываясь в той или иной деревне со своей многодетной семьей, становились для «аборигенов» примером исконного, но забытого уклада жизни. И этот пример оказывался заразительным. Люди объединялись вокруг священника, который уже был для них не только священнослужителем, но лидером, наставником, организатором труда и быта.
Русская деревня на протяжении всей своей истории жива была непрерывным диалогом поколений. Термин новый, а тема старая. Об этом напомнила собравшимся председатель Орловского областного отделения общества «Знание» Т. М. Кононыгина, которая давно и последовательно занимается образованием пожилых людей, их социальной адаптацией в современном мире. Возрождение взаимопонимания «дедов и внуков» Кононыгина считает одной из ключевых задач своей работы в области геронтообразования. Оно, это взаимопонимание, просто необходимо для сохранения нравственной преемственности поколений, семьи и, в конечном итоге, национального единства.
Резолюция расширенного заседания президиума Общественного совета ЦФО включила в себя множество рекомендаций, адресованных комитетам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. На четырех страницах был записан целый комплекс мер социально-экономического характера, которые, по мнению участников форума, должны способствовать улучшению жизни и повышению эффективности работы на селе. О возрождении духа в резолюциях не пишут. Но очевидно, что без осознания себя и своей роли на этой земле русской деревне не помогут никакие поправки в законодательстве. Нужно захотеть жить и работать на своей земле. А это, как и многодетность, и вообще самоотверженность, требует сверхмотивации.
Само слово «крестьянин» в русской традиции происходит от «христианин». И какими бы современными не стали дороги и быт в русском селе, вряд ли стоит забывать об этом удивительном созвучии слов. Православное христианство как особый гармоничный уклад жизни может стать той благоприятной средой, в которой и современному сельскому жителю будет комфортно жить. Ведь не случайно так гармонируют православный храм и русская природа. А в памяти нынешних тридцатилетних россиян еще нет-нет да и всплывет светлый образ бабушки-крестьянки, которая под ветхим образом Спаса лепит из теста жаворонков к празднику Сорока мучеников и напевает старинную песню.
Чтобы люди остались на селе, жизнь там должна быть уютней, чем в городе. А значит, к городским удобствам должно добавляться и еще нечто. Что же, как не особый, доставшийся от предков уклад жизни? И если в городе храмы уже не могут доминировать, то в селе иначе и быть не может. А стало быть, и уклад жизни легче и естественнее основать именно на вере, в гармонии с ней. Именно укладом жизни счастлива всякая благополучная семья. Именно укладом отличается всякий благополучный трудовой коллектив. Так почему же иначе должно быть на селе, где компактно проживают крестьяне христианского происхождения?
…Знатоки рассказывают, что в орловских деревнях вплоть до семидесятых годов прошлого века похоронные процессии всегда останавливались у деревенского храма, даже если он представлял собой руины. А потом несли покойника дальше, на кладбище, негромко и на местный мотив напевая «Воскресение Христово видевше…» Минуло сорок лет. Но что это за срок для истории? Может, еще и не поздно вернуться?
Андрей Грядунов.