Они пытаются сложить слово «истина»
«Когда Гитлер убивал миллионы русских, вы не просто защищали вашу землю. Время доказало: вы защищали (и защитили!) свое богатство — русскую культуру! И это очень важно. Однако сегодня ситуация в культуре совсем другая, нежели та, которую некогда описывал Достоевский. Если бы у великого писателя была возможность проанализировать систему ценностей человека XXI века, Федор Михайлович вряд ли сказал бы, что людей сегодня интересуют вопросы морали. И это очень большая беда для мира, в котором мы живем. Вызов, который нам бросает сегодняшний день, оказывается таким дерзким, что сознание своей культурной идентичности лишь иногда мелькает в голове. По большей части наш мозг заполнен мыслями о комфортной жизни. И смотреть в лицо этой реальности, которую создает наша культура, и существовать в таком культурном контексте — тяжелое испытание».
Это слова знаменитого сербского кинорежиссера Э. Кустурицы, которые он произнес, отвечая на вопрос русских журналистов в Каннах. Фильм Кустурицы «Жизнь как чудо» получил главные призы на последнем Каннском фестивале и стал событием в современном кинематографе.
Но для нас сейчас важно другое — та проблема, о которой сказал знаменитый режиссер, стала темой студенческой конференции, прошедшей в Орловском музыкальном училище. Примечательно, что слова Кустурицы были замечены и осмыслены организаторами конференции, а затем представлены участникам как эпиграф, как суть дела. Примечательно и то, что среди этих организаторов не только преподаватели, но и сами студенты, для которых проблема поиска нравственных ориентиров нового поколения России (а именно так была сформулирована тема конференции) — не просто очередное мероприятие, а действительно желание ответить на вызовы времени.
Любопытно и то, что для председателя оргкомитета конференции студентки вокального отделения и одного из лидеров студенческого совета училища Анны Уточкиной, например, вдохновляющим фактором оказались поездки в Орловское полесье и знаменитую Оптину пустынь. Как рассказывает председатель студенческого профкома преподаватель музлитературы Е. Н. Миодушевская, посещение знаменитого монастыря и встреча со старцем Илием тогда произвела на всех студентов большое впечатление как нечто неожиданное и новое, о чем никто никогда не рассказывал.
А потом была еще поездка в Елец и Задонский монастырь, и опять встречи с православными людьми, знакомство с православной культурой, а значит, и с ее нравственными ориентирами.
Так возник повод задуматься. Заместитель директора училища по воспитательной работе
М. В. Малявкина предложила организовать в рамках студенческой конференции конкурс сочинений на тему «Герой нашего времени». Не по Лермонтову, а по жизни, чтобы через восприятие нравственных качеств современного героя попытаться вывести участников на осмысление нравственных проблем современной жизни.
Как признается председатель жюри кандидат филологических наук преподаватель русского языка и литературы Е. В. Паниткова, для многих студентов предложенная тема оказалась, увы, непосильной, что само по себе тоже показательно и в полной мере подтверждает справедливость слов знаменитого сербского режиссера: наш мозг заполнен чем угодно, но только не вопросами морали и нравственности. Но было немало и тех, кто взялся за работу. Получилось не всегда складно, но искренне.
Им очень трудно, молодым нашим мыслителям, разобраться в себе и в том, что ценно для окружающих. Но очевидно одно: тех, кто задумывается, отнюдь не привлекает идеология эгоизма и потребительства. «Есть ли герои среди моих современников? Кажется, вся жизнь наша нацелена только на личное благополучие». «Большинство людей находятся под властью денег, в обществе правит диктат бесчестья…» И вот он, идеал: «Думаю, что герой нашего времени — это тот, кто осознает, что жизнь дается не только для того, чтобы прожить ее максимально удобно для себя, но, очевидно, одной из ее целей является хоть маленькое, но служение другим, чтобы в последние минуты своей жизни всегда можно было сказать самому себе: я прожил эту жизнь не напрасно».
Роман «Как закалялась сталь» уже давно исключен из школьной программы. Но, как показалось мне, этот «корчагинский» отголосок в сочинении современного студента неслучаен. Есть в нем что-то важное и непреходящее, что связывает и наше прошлое, и настоящее и подсказывает ориентиры на будущее. И это «что-то» определяется христианскими понятиями — самоотверженность, любовь к ближнему.
В одном из сочинений эта тема получила неожиданно яркое и вполне зрелое развитие: «Где найти такую великую силу, которая смогла бы направить весь потенциал человеческой души в русло добра и красоты? Которая бы сделала счастье не самоцелью, а очередной ступенькой на пути к новым свершениям? Есть такая сила. Имя ей — любовь! Величайшим несчастьем людей является именно неумение любить. Любить друг друга, любить мир, любить красоту. Любовь — самое, наверное, загадочное из человеческих чувств. Неисчерпаема ее многогранность. Однако есть нечто главное, что присуще любви во всех ее проявлениях. Это самоотверженность и бескорыстие. Чаще всего любовь путают с симпатией, влюбленностью. Влюбленность — это мимолетное, быстротечное чувство, в нем преобладает эгоистическое начало. Это чувство, направленное на себя, на удовлетворение своих желаний. Важнейшее отличие настоящей любви от этого чувства в том, что любящий человек хочет лишь одного — чтобы любимый был счастлив. Истинная любовь проверяется дружбой, временем, жизненными трудностями. Меняются времена, меняются нравы. И только любовь может создать человека иного масштаба, настоящего героя — героя, не подвластного времени».
Этот интуитивный поиск абсолютной истины, всеобъемлющих критериев истинной нравственности так или иначе просматривается и в других сочинениях и обнаруживает именно русский, христианский подход к проблеме. «Живите сегодня, живите каждый день. Так, чтобы не иметь врагов, не знать зависти». «Герой нашего времени — это преемник всего лучшего, что было и есть у нас в стране». И, как вариант, возникает тема русской общечеловечности, о которой писал еще Достоевский. Один из студентов, например, считает истинным героем нашего времени знаменитого советского футболиста Льва Яшина. Причем автору сочинения очень близко и дорого, что современники называли Яшина «русским человеком мирового значения». И это тоже нравственный ориентир, когда основой мирового признания и уважения становится не подражание, а, напротив, своеобразие, открытое навстречу другим, — та самая любовь, которая отличает и в то же время объединяет.
«В каждом из нас живет маленький герой, которого просто необходимо развивать, — читаем в одном из сочинений. — Развивая себя, ты преобразовываешь мир, ты даешь людям любовь и сострадание, а вместе люди создают свою страну, а страны — создают мир». Так тема поиска нравственных ориентиров неизбежно соприкасается с темой развития личности, проблемой совершенствования. А значит, и религиозной веры. Ведь если совершенствоваться, то лучше по высшим образцам. «Мы порой забываем, что существует Бог, незримо помогающий нам обрести себя в этом мире. Без веры в душе жизнь заполняется мирской рутиной, человек начинает следовать своим, зачастую низменным, инстинктам. Не обращая внимания на истинное свое происхождение. А ведь Бог создал нас по образу и подобию своему…» «Россия имеет бесценное сокровище — православную веру. Важно помочь людям это сокровище обрести. И тогда не будет в России лишних людей, а будут истинные патриоты России».
Я намеренно не называю авторов цитируемых здесь сочинений. Их было бы правильнее рассматривать как плод коллективного разума, пытающегося сложить слово «истина» из осколков нравственных представлений. Но уже заметно, как выстраиваются орбиты этого, на первый взгляд беспорядочного, движения мысли. И как хочется надеяться, что коллективный разум русской молодежи когда-нибудь превратится в разум соборный, сосредоточенный на христианских православных ценностях. Важно только не нарушить естественный ход формирования новой галактики каким-нибудь грубым и неосторожным вторжением. Есть ощущение (и в этом убеждают не только сочинения студентов музучилища), что мы являемся свидетелями начала. И если этот поистине космический процесс завершится благополучно и повсеместно, у нашей молодежи хватит сил выдержать все вызовы современного мира, о которых с такой тревогой говорит знаменитый сербский режиссер.
— И не обязательно для этого нам изобретать велосипед, — сказала, открывая итоговое заседание конференции, председатель секции студенческого совета Анна Уточкина, — ведь мы дети своей страны, история которой берет начало в далеком прошлом у порогов Святой Руси.
— Мы должны понимать необходимость изучения своих национальных истоков, где культурообразующим фактором, начиная с 988 года, с момента крещения Руси, стало православие, — подчеркнула в своем выступлении заместитель председателя студенческого совета училища Оксана Моторина. — Православная вера явилась духовно-нравственным стержнем общества, сформировала характер русского народа, его культурные традиции и образ жизни.
Вот на эту-то генетическую память, сохраненную «коммунистами с христианским сердцем» и не истребленную до конца и по сей день, вся надежда наша.
Андрей Грядунов.