Отвалите камень от гроба сердца своего
С настоятелем Троице-Васильевского храма г. Орла наши читатели уже знакомы. На страницах «Красной строки» мы однажды беседовали с ним о влиянии православной веры на души и умы заключенных. Ведь о. Сергий (Крючков) не только настоятель храма. Он более 10 лет тесно сотрудничает с областным управлением Федеральной службы исполнения наказаний и духовно окормляет орловских, шаховских и нарышкинских «сидельцев» — людей, оказавшихся в заключении за различные преступления. Тогда, в нашей первой беседе о. Сергий высказал мысль, что главное для человека — это исправление своей жизни, а церковь, ее обряды и таинства — суть необходимые, дисциплинирующие средства для достижения главной цели. И захотелось продолжить разговор с отцом Сергием — о сложностях на этом пути.
— Отец Сергий, а вам известны примеры этого самого исправления?
— Очень это непросто — что-то в своей жизни изменить. Мне приходилось исповедовать людей, приговоренных к смертной казни, которая потом была заменена длительным сроком заключения. Они о многом сокрушались и даже просили меня рассказать об их жизни другим, чтобы люди не повторяли их ошибок. Но мне очень хотелось бы знать, что на самом деле изменилось в них спустя годы и изменилось ли вообще. На моей памяти есть два примера явного изменения жизни: один человек был разбойником — стал благодетелем, другой, бывший бизнесмен, оступившийся и поддавшийся соблазну сребролюбия человек принял сан священника, в корне переосмыслив свою жизнь. Но что может стать причиной крутого поворота в душе человека от зла к добру? Я прихожу к выводу, что это — наличие нравственного стержня в человеке. Если он был, то, даже оступившись, человек способен к возрождению. А вот если не было, то тут уже сложнее…
— Известны вам примеры современных Кудияров-разбойников?
— На святой горе Афон мне рассказывали о таких людях и показывали их относительно свежие могилы.
— А что такое особенное понимают истинно раскаявшиеся?
— Что Бога нельзя обмануть. И себя. Людей можно. А вот Бога и себя никогда не обманешь. Но, к сожалению, у большинства людей, как подсказывает мой опыт, раскаяние — это ненадолго. В нашей жизни создается очень много соблазнов. А человек слаб, испорчен по природе своей. Если есть внутренний стержень, то есть шанс устоять.
— Вы говорите: если есть стержень. А если не было — обрести его невозможно?
— Только через страдания и лишения.
— Но сколько примеров обратного, когда страдания и лишения вызывают в человеке лишь сопротивление, дополнительную злость, еще большее упрямство. Сколько примеров того, как от невзгод человек остается «тверд в грехе».
— Вот мы читаем в храме поучения Силуана Афонского. Удивительные у него есть слова — о том, что человек до вершин любви не может дойти, если Дух Святой не коснется его сердца. Но к этому нужно быть готовым, хотя бы немножечко, где-то в глубинах своего сердца. Вот это и есть тот самый стержень, о котором я говорю.
— Людям часто мешает любить друг друга уверенность в своей правоте. Всем нам свойственно свои поступки мотивировать и оправдывать своим собственным пониманием правоты. И как тут быть? Отказаться от своих убеждений?
— Вы говорите о том, что было и остается источником всех смут и революций.
— Я имею в виду отношения на самом бытовом, повседневном уровне. Ну, например, отношения с местной властью (как говорится, у кого что болит). Ведь и мы, когда говорим о коррупции среди чиновников, и они, когда защищаются и пытаются заткнуть нам рот всеми законными и не совсем законными способами, — все мы уверены в своей правоте. Как же нам достичь вершин любви и снискать благодать Духа Святого? Одно из двух: либо мы закрываем глаза на их зло, либо они признают нашу правоту. А как иначе?
— В Евангелии обо всем этом уже сказано. Со Христом идут 12 человек. Казалось бы, вот он — их царь, благодетель, самый мудрый из всех, повелевающий и милующий. Но один из двенадцати предает Его, а другой, клянущийся в верности, в минуты опасности успевает трижды отречься от Него. Христос въезжает в Иерусалим под восторженные крики толпы. А через несколько дней те же люди кричат Пилату: «Распни его!» Или другой пример — жены-мироносицы, которых мы вспоминали недавно на праздничной Литургии. Слабые женщины идут ко гробу, а сильные мужчины где-то прячутся в страхе и смятении. И с тех самых евангельских времен вопрос стоит так: кто отвалит нам камень от гроба? Очень уж камень тот велик. Как отвалить его? Иоанн Кронштадский каждый день слезно молился, чтобы Ангел Господень открыл его сердце для сострадания, для милости, для любви. И это Иоанн Кронштадский — великий православный подвижник и святой! Другой великий русский святитель Игнатий Брянчанинов говорил: было сердце человека храмом, а стало гробом, и печать на него наложили. Жизнь человеку дается, чтобы он что-то исправил, справился с этим камнем. Все, что закостенело, что поражено ранами и недугами, не быстро врачуется. Многие святые отцы учили, что человек неизменяем только в жизни будущего века, а в этой жизни он еще может измениться. В силу каких обстоятельств — об этом никогда нельзя сказать заранее и нельзя дать никаких гарантий, что изменение произойдет. С последним вздохом человека и определится — справился он с тем камнем или нет. А Господь терпит, потому что поле битвы — сердце человека. Каждый из нас обладает величайшим даром от Господа — свободой выбора и должен сам себя проявить и сам за свой выбор ответить.
— И в чем же он заключается, этот правильный выбор?
— Никому не желай того, чего бы ты не желал самому себе. Православный человек должен помнить, что, сколько бы он ни жил на этом свете, для него все только начинается, и поэтому надо быть благодарным Богу, что он его, грешника, терпит.
— Но если так, значит, вся наша борьба с коррупцией и вообще малейшая попытка противостоять социальной несправедливости — все это суета? Если для человека в этой жизни все только начинается?
— Душа человека — это цветок. Если есть влага, солнце — цветок жив. Нет влаги и тепла — засох. Если человек не имеет от окружающих, в том числе и со стороны государства, тепла, поддержки, сострадания, его душа, как цветок, увядает. Блаженны те души, которые выдерживают «неблагоприятный климат» и не соблазняются. Нравственный закон должен руководить каждым из нас. Если это не так, тогда — вечный бой. Мне приходилось бывать в домах, где стены от пола до потолка увешаны иконами, на каждой двери — цитаты евангельские, а мира там нет. Эти люди постоянно ищут другие, «лучшие», приходы, ищут старцев, чудотворцев, ездят по всей стране, стараясь себя утвердить. И не могут успокоиться.
— Может быть, это не гордыня, а поиск истинного православия? Помните у Достоевского: с одной стороны — старец Зосима с его чудодейственным человеколюбием и умением видеть ту самую борьбу Бога с дьяволом в сердце человеческом, а с другой — о. Ферапонт, который славился тем, что каждой монастырской дверью чертям хвосты защемлял и видел чертей на груди самого игумена?
— Из романа «Братья Карамазовы» с молодых лет запечатлены в моем сердце слова старца Зосимы, что каждый из нас виновен за всех и за вся на земле, каждый — за всех людей и за всякого человека и что сие сознание есть венец пути нашего. Поэтому те, кто воспринимает жизнь как величайший дар, с благодарностью, — это люди с живой душой. Они отзывчивы, сострадательны, они способны все выдержать и не соблазниться. А где нет этого живого сострадания, отзывчивости, там и нет попыток отвалить камень от гроба сердца своего, а значит, и правды там быть не может.
Андрей Грядунов.