Праздничные открытки были и всегда будут в моде

Яркие открытки являются для нас такими же атрибутами новогоднего праздника, как пушистая елка, блестящая мишура, шампанское, мандарины и, конечно же, подарки. Разглядывая нарисованные пышные елочки, заснеженные пейзажи, забавных зверушек, мы чаще всего не задумываемся, откуда пришли к нам эти цветные листочки картона, как давно они существуют и всегда ли выглядели так, как сейчас.

Считается, что обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками возник в Англии. Первым отправил новогоднее послание по почте англичанин Генри Коул, поздравляя своих друзей с наступающим 1843 годом. Позднее именно он обратился к своему другу Джону Герсли с просьбой нарисовать новогоднюю открытку. С этого эскиза в Лондоне была напечатана первая партия, состоявшая из тысячи экземпляров новогодних открыток.

С тех пор обычай поздравлять своих близких и друзей с Новым годом почтовыми открытками завоевал весь мир. В Россию эта традиция пришла непосредственно из Англии.

Долгое время открытки в Россию ввозили из-за рубежа, пока в 1898 году Петербургский попечительный комитет о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) с благотворительной целью не выпустил отечественные поздравительные послания. Рождественский праздник, отмечавшийся 25 декабря (старого стиля), был близок по времени к Новому году, поэтому изобретательные русские использовали открытки и для новогодних поздравлений.

Открытки дореволюционной России не уступали в мастерстве зарубежным, а порою и превосходили их. В каталогах издательств того времени можно прочесть перечисление множества видов открыток, таких как «рельефные изящной работы», «блестящая эмаль», «глянцевые», «эмаль с золотом», «аристократические на лучшем полотняном картоне в стиле модерн», «бромосеребряные», «плюшевые», «настоящие гравюрные с золотым обрезом», огромные и миниатюрные, деревянные и бисерные, звучащие и пахнущие. Зачастую открытки были самыми настоящими произведениями искусства: они украшались блестками, а «снег» иногда делали из борной кислоты, и он выглядел почти как настоящий.

Прообразом отечественных поздравительных открыток можно считать популярные среди русского народа лубочные картинки. Как правило, на лубке изображалось счастливое семейство с главным новогодним подарком — тугим мешочком с деньгами.

Отходя от изображения лубка, художники стали рисовать «художественные» открытки с традиционными русскими новогодними пейзажами — заснеженными еловыми лесами и изображением церквей: в русском народном сознании Новый год был неразрывно связан с Рождеством, а значит, с красивыми торжественными службами и обрядами. Среди сюжетов рождественских открыток преобладали изображения старых русских гаданий и обрядов, бескрайние хвойные леса и заснеженные крестьянские избушки, златоглавые церкви, Дед Мороз и Снегурочка на лихой тройке лошадей, веселые детишки, играющие в снежки и лепящие снеговика, конечно же, прекрасные ангелы. В качестве изображений для открыток часто использовали картины известных русских художников Льва Бакста и Александра Бенуа.

Октябрьская революция, к сожалению, разрушила уже окончательно сложившуюся и полюбившуюся традицию дарить новогодние и рождественские открытки и наряжать в домах елки. Были запрещены любые упоминания о любимых зимних праздниках.

Великая Отечественная война после нескольких десятилетий запретов вернула традицию праздничной встречи Нового года. Это были не простые новогодние открытки с привычным пожеланием счастья. «Новогодний привет героическим защитникам Родины!» — таким было новогоднее поздравление. Под стать ему и пожелание: «Воин Красной Армии! Бери пример с героев Гражданской войны! Сам будь героем!» А в качестве изображения на открытках были помещены портреты героев, с которых следовало брать пример, — Чапаева, Щорса и Котовского. С другой стороны этой военной открытки был еще один призыв — «С Новым годом, товарищи бойцы, командиры и политработники! Во имя Родины вперед, на полный разгром врага!»

Подлинный расцвет советской новогодней открытки наступил в 60-х годах.

Почти на всех открытках тогда рисовались кремлевские звезды. Этим подчеркивалось, что наступление Нового года приходит не со звоном церковного колокола, а под бой кремлевских курантов. Новогодняя открытка была средством пропаганды: во время освоения космоса Дед Мороз не ехал на тройке, а летел на самолете или космической ракете; во время антиалкогольной кампании исчезли все открытки с шампанским и вообще любыми бокалами…

Жаль, что теперь перед Новым годом наши почтовые ящики уже не завалены поздравлениями, как в былые советские времена, когда каждый уважающий себя гражданин огромной страны задолго до боя кремлевских курантов усердно подписывал двадцать и более новогодних открыток родным, друзьям, знакомым. Мы лишили себя удовольствия перебирать содержимое коробки с памятными поздравительными открытками, как это делали наши родители. Но исправить такое положение еще не поздно.

Сегодня возможности поздравить близкого тебе человека почти безграничны. Добрые и язвительные, смешные и официальные, настоящие и виртуальные — новогодние открытки есть на любой вкус и, что называется, на все случаи жизни. Главное, чтобы они приносили радость и тому, кто их отправляет, и тому, кто их получает.

Подготовил Сергей Давыдов.