Против нравственного релятивизма
В Москве прошли 16-е международные образовательные Рождественские чтения. Этот форум православной общественности, проводимый Московским патриархатом совместно с общественными и государственными организациями, давно стал традиционным и каждый год собирает большую аудиторию.
В этом году главная тема чтений звучала так: «Православные ценности и современное образование». И это не случайно. Несмотря на то что Рождественские чтения по определению являются образовательными, то есть нацеленными на обсуждение именно вопросов образования и воспитания, нынешний акцент в главной теме подчеркивает напряженность момента. Как известно, в конце прошлого года Госдума приняла поправки к Закону «Об образовании» и фактически лишила юридической базы предмет «Основы православной культуры», который при содействии Русской православной церкви медленно, но верно начал внедряться в учебные программы некоторых областей России. Когда, казалось, была найдена возможность внедрять ОПК в школе, основываясь лишь на доброй воле местных властей и праве регионов на свои школьные часы — так называемом региональном и школьном компоненте, Минобразования и Госдума поспешили выбить эту опору.
В СМИ прозвучала версия, что, мол, поправки к закону — это удар не столько по православному образованию, сколько по сепаратизму окраин, где в рамках регионального компонента давно изучаются национальные предметы, не способствующие укреплению единства страны. Но Закон об образовании един для всех, и поправки к нему также обязательны для всех, а значит, не только окраины, но и центральные, исторически православные, губернии попадают под сокращение региональных учебных часов. И это не могло не встревожить православных педагогов и руководство РПЦ.
Весь декабрь прошлого года прошел под знаком кризиса. Наметившееся было становление системы духовно-нравственного воспитания на глазах рушилось. Но отшумели новогодние и рождественские праздники, и появились обнадеживающие сообщения: Русская православная церковь договорилась с Министерством образования о включении в единую федеральную программу для средней школы специального курса «Духовно-нравственная культура». Но на Рождественских чтениях митрополит Калужский и Боровский Климент в присутствии министра образования А. Фурсенко подчеркнул: «Хотел бы сказать, что идея единого для всех школьного учебного курса по духовно-нравственной культуре для нас неприемлема, ибо религиозные ценности у нас разные и разное понимание духовности и смысла жизни. Если этот курс будет обходить все отличия каждой религии и будет рассказывать об исторических фактах, внешних традициях и искусстве, то это будет просто энциклопедией российских религий и не решит поставленной задачи духовно-нравственного воспитания школьников. Следствием такой мировоззренческой «всеядности» может оказаться развитие у ребенка индифферентности к вопросам духовной жизни и нравственного релятивизма, относительности всех норм морали.
Позиция Святейшего Патриарха, позиция Святейшего Синода, всего епископата и верующих в связи с введением нового образовательного стандарта одна — сохранить преподавание самостоятельного предмета, знакомящего детей с православным культурным и духовным наследием. А если кто-нибудь из родителей (а не из чиновников) не хочет, чтобы их дети изучали православную культуру, то им следует предложить культурологический или философско-этический курс на нерелигиозной основе или иной религиозный культурологический предмет.
И не надо говорить, что это будет разделять школьников и вносить разделение в российское общество. Школу нельзя отделить от тех реалий, в которых живет ребенок. Он видит их, знает о мировоззренческом многообразии и должен научиться, живя среди людей разных взглядов и разного отношения к религии, сохранять свою веру и свою культуру. Преподавание ОПК поможет ребенку научиться уважать право своего соседа по парте быть другим, а самому быть православным».
Позиция Русской православной церкви предельно ясна: в представлениях о добре и зле, о духовности и смысле жизни не может быть плюрализма в одной голове. Возможно лишь терпимое отношение к инакомыслию.
В резолюции 16 Рождественских чтений было отмечено, что сотрудничество светского и религиозного образования является непременным условием развития России как цивилизованного государства. В какой именно форме сложится это сотрудничество, мы, по-видимому, узнаем в 2009 году, когда новый курс — «Духовно-нравственная культура» будет окончательно разработан и включен в общефедеральный образовательный стандарт.
В рамках 16-х международных чтений проходили различные конференции и секционные заседания. С православной точки зрения обсуждалась, например, такая проблемы нашего общества, как пьянство. А тема одного из «круглых столов» звучала так: «Православные ценности в бизнесе».
Были также подведены итоги международного конкурса детского творчества. Среди награжденных есть и орловские школьники. Первое место в своей номинации получила воспитанница воскресной школы при орловском Свято-Троицком храме Антонина Полевая (12 лет) за рисунок «Притча о десяти девах». А ученик Орловской православной гимназии Евгений Налеткин (10 лет) за рисунок «Коляда» был удостоен третьего места конкурса.
Андрей Грядунов.