Разрушение культуры — разрушение нации
В Арбитражном суде столицы рассматривается иск Росимущества к Международному центру Рерихов (МЦР) о выселении его из усадьбы Лопухиных.
Почему так важно сохранить музей Рериха и МЦР как единое целое поведал нам председатель Межрегиональной общественной организации Черноземья В. И. Пастухов.
— Расскажите, с какими же проблемами столкнулся музей Николая Рериха.
— В 1990 г., перед возвращением на родину наследия своих родителей, Н. К. Рериха и Е. И. Рерих, их младший сын Святослав Рерих выдвинул два условия: музей должен быть негосударственным и располагаться в усадьбе Лопухиных. Эти условия руководством СССР были приняты (постановление Совмина от 4.11.1989 г. № 950 и решение Мосгорисполкома от 28.11.1989 г.).
В итоге в 1990 году здание было передано музею, а в настоящее время по договору с правительством Москвы МЦР арендует усадьбу, срок аренды — 49 лет, истекает он в 2045 году.
Спустя несколько месяцев после смерти С. Н. Рериха правительство приняло постановление «О создании Государственного музея Н. К. Рериха, передавались в оперативное управление руины, которые представляла собой в то время усадьба Лопухиных. При этом не были отменены соответствующие воле С. Н. Рериха ранее принятые решения правительства о создании в усадьбе негосударственного музея Рериха.м
За тяжелейшие для России 90-е сотрудникам МЦР оказалось под силу почти невозможное — создать общественный музей, сохранить в целостности и приумножить бесценную часть культурного достояния России — наследие семьи Рерихов. МЦР вложил в реставрацию усадьбы сотни миллионов рублей, не взяв ни копейки из государственного бюджета, — все только частные пожертвования, то есть народные.
— Ситуация с музеями тяжелая, государство их практически бросило, тогда зачем ему взваливать на свои плечи еще один или это нужно другим сторонам?
— Очень хороший и, может, главный вопрос. Это совершенно различные силы, а объединяет их одно. Но хотелось бы по порядку, на основе примеров и фактов, связать эти звенья в одну цепь. Рассуждая о наследии Рерихов, приходится говорить, с одной стороны, о материальном «наследстве», то есть о полотнах живописи, стоящих сотни миллионов долларов, и с другой — о той части наследия, которая материально никак не определяется, это что-то «из области ноосферы».
— Что же это за стороны?
— Для примера расскажу о пресс-конференции, прошедшей в Московском Доме журналиста. Она была посвящена острой проблеме рейдерских захватов зданий и административного давления, которые сегодня испытывают столичные центры культуры. Среди участников были руководители Центральных Домов актеров, скульпторов, художников — Дома кино, Дома журналиста и др. творческих союзов.
К примеру, Павел Гутионтов, рассказал о непрекращающихся попытках выселить СЖР из помещений на Зубовском бульваре, а также отобрать ЦДЖ. В свою очередь, Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности, выступил с инициативой создать Ассоциацию творческих Домов столицы. Он сказал: «Она будет заниматься защитой их прав, помещений, творческого лица, чтобы не одни Дом и Союз выступали против захватчика-рейдера, а противостояла вся Ассоциация. Покушение на одного должно рассматриваться как покушение на всех». По единодушному мнению участников пресс-конференции в Доме журналиста, сегодня быть вместе — едва ли не единственная возможность защитить себя. Чтоб не пропасть поодиночке… МЦР также принял участие в пресс-конференции. Первый заместитель директора Музея Рериха А. В. Стеценко в своем выступлении с горечью рассказал: «В Москву вернулась старина XVII века. В 1994 г. нам удалось отстоять усадьбу, но сейчас, когда она наконец полностью восстановлена, мы получили иск Федерального агентства по управлению федеральным имуществом на выселение. Государство внимательно следило за тем, как восстанавливается усадьба; в 2007 г. мы получили национальную премию «Культурное наследие России» за уникальную реставрацию. А сегодня усадьбу отбирают. Цинично, вопреки здравому смыслу и закону!»
— Эти процессы разрушения культуры идут во всей стране. Почему нужно выделять Музей Рериха?
— Культурное и духовное наследие всех четырех членов этой гениальной семьи — уникально.
— Мало ли в России гениальных личностей?
— Дело в том, что c середины ХIХ века в России началась духовная революция, которую культурологи называют Серебряным веком. Ученые, философы, художники и поэты стали расширять основы традиционных форм познания человеком окружающего его мира. Духовная революция несла в себе тенденцию к синтезу научного и метанаучного способов познания. Появление теории относительности и квантовой механики привело к коренному изменению наших представлений о пространстве и времени, о соотношении материи и энергии. Все это потребовало серьезной переоценки основных методологических установок науки. Идеи эволюционизма широко проникли во все сферы науки, начиная от космологии и кончая социальными сферами. На новую ступень было поставлено изучение жизни и разума во Вселенной. Резкие границы между научным и метанаучным методами стали размываться. Идеи таких ученых-мыслителей, как В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, П. А. Флоренский и другие, поставили на новую ступень изучение жизни и, соответственно, знание как таковое.
Так вот уникальность этой семьи состоит в том, что они стали в ХХ веке проводниками нового знания — знания, которое несет в себе синтез и мировых религий, и чувственного восприятия мира посредством разных видов искусства и в то же время дает новую методологию для научного осмысления этих новых знаний. Эволюцией человечества с незапамятных времен руководили Мудрецы, которые давали Знания человечеству (мифология и мировые религии); с ХV века произошел расцвет эмпирической науки, а в ХХ веке те же самые Мудрецы, через семью Рерихов, дали человечеству новое эволюционное знание — Живую Этику.
— Но этика нам известна еще с Древней Греции…
— Вот именно! «Этика утерялась среди нагромождений формул, этика сделалась печатной этикеткой» — говорится в самой Живой Этике (ЖЭ). Мы можем сегодня говорить о медицинской, журналистской, правовой и т. д. этиках и даже спускаться до понятий, что кстати и пришло уже в среду чиновников, но мы так и не приблизимся к сути священной этики. И вот к чему это привело.
Человечество вошло в XXI век обремененное серьезными проблемами социального, политического и экологического порядка. По оценке экспертов, эти проблемы носят кризисный характер. Речь идет о выживании человечества и о сохранении Земли как планеты, по крайней мере — о сохранении ее биосферы. Решить эти проблемы традиционными мерами уже невозможно. Необходимо радикальное изменение поведения человечества на планете. А это требует, прежде всего, изменения его сознания. Невозможно выработать правильную стратегию, не имея адекватного представления о мире, в котором мы живем. Мы стоим на пороге радикального изменения научной картины мира. Новая система знаний, опирающаяся на космическое мышление, поможет выработать стратегию поведения человечества.
— Так в чем же суть этой самой Живой Этики?!
— Живая Этика — это синтетическое научно-философское учение о мироздании в целом; о его устройстве, происхождении и эволюции; о законах мироздания; о тесной связи человека с космосом; об эволюции человека и человеческого общества; о нравственных основах бытия и путях духовного совершенствования как необходимого требования эволюции.
Решающим фактором в развитии человеческого общества ЖЭ считает культуру. Поэтому сохранение и приумножение культурного богатства всех народов Земли жизненно необходимо для человечества. Н. К. Рерих создал широкое культурное движение под Знамением Мира. Он разработал Пакт об охране памятников культуры — Пакт Рериха, который позднее лег в основание Конвенции ООН.
— От частной проблемы музея вы ушли к глобальным, о которых столетия говорят философы и все мировые религии.
— Две тысячи лет назад Христос говорил о любви, но мы ни на йоту не продвинулись на этом Пути. Чтобы успешно продвигаться по пути, необходимо преодолеть невежество. Сегодня же наука, не признающая духовные приоритеты, и религия, представители которой сжигали на кострах инквизиции ученых за знания, которые сегодня понятны школьнику, до сих пор пребывают в непримиримом конфликте. Нельзя влить новое вино в старые меха, поэтому безнравственная наука заходит в тупик. Одни называют ЖЭ ересью, другие не признают ничего, что невозможно измерить. Догматизм научный намного сильнее религиозного. Если сказать грубо, но емко, открытия Н. Коперника и Д. Бруно — это капля в океане предстоящих открытий, которые несет нам Живая Этика.
— Что же, поэтому такое мощное противостояние?
— Вот именно! Сами Рерихи с глубочайшим уважением относились к культурно-исторически сложившейся в России религии — Православию. А также сотрудничали с крупнейшими учеными своего времени. Но сейчас время тяжелейшее, но и небывалое по своим возможностям. По словам бывшего Генсека ООН Кофи Анана: «Взмах крыла бабочки на одном континенте может привести к урагану на другом». «Сжались» время и расстояния, увеличились и возможности человечества к диалогу и миру.
— Не слишком ли оптимистично? А что говорит об этом наука?
— Сегодня защищено уже несколько докторских, и с два десятка кандидатских диссертаций, непосредственно связанных с ЖЭ. А более чем в 10 гос-университетах и региональных вузах состоялись конференции, связанные с разработкой новой теории познания и применения ЖЭ.
— Ну наука, она развивается медленно. А какой интерес могут иметь ко всем этим процессам обыватель или рядовой читатель газеты, наконец, подрастающее поколение?
— Судите сами. Наука к XXI веку открыла (в том числе благодаря ЖЭ) так много нового и важного, а вопросы бытия и смысла жизни в лучшем случае затрагиваются лишь на последней странице учебников. Дети отлично чувствуют ненормальность ситуации, когда школа от науки отстает на десятки лет. Теории о причинной, или несимметричной, механике Н. А. Козырева, открывающей фантастические свойства Времени, уже полвека. Синергетика — наука, изучающая общие законы эволюции и самоорганизации как живых, так и так называемых «неживых» систем, этой науке уже 30 лет; терии Суперструн — 20; теории физического вакуума и торсионных полей — 10. Сейчас в школьных программах много заблуждений и даже ложных сведений. Поэтому и изучение их превращается в самую неинтересную и скучную зубрежку. Сегодня пошел поток детей-«индиго» — детей со сверхспособностями. Не видя смысла в жизни, они очень часто приходят к плохим решениям. Отсюда — проституция и наркомания, суициды, детские суициды, их в России в сутки регистрируется 17—19(!). А миллионы беспризорников! И часто дети бегут из благополучных семей. Разрешение этих задач благотворно затронет все слои общества. И этот процесс уже пошел. Академик РАО Ш. А. Амонашвили уже много лет проводит свои авторские семинары по гуманной педагогике (ГП). А в 160 городах России и СНГ им созданы лаборатории по ГП, часть которых работает под эгидой педкафедр региональных вузов. Все это происходит в рамках нового мировоззрения — Живая Этика.
— Как же все-таки связать противников МЦР, кризис в обществе и науку будущего?
— МЦР сегодня оказался на гребне волны — борьбы нового со старым, борьбы добра со злом, если хотите. Это — уникальный научный и культурный центр мирового уровня, который ведет многоплановую выставочную, издательскую, научную и просветительскую деятельность. Важной работой центра-музея являются совместные проекты и программы с Международной ассоциацией фондов мира, с РАЕН, РАН, РАО, Федерацией космонавтики и многими другими научными и культурными организациями. В международных научно-общественных конференциях, устраиваемых МЦР, принимают участие ученые многих стран мира, рассматривая различные аспекты творческого наследия Рерихов, проблемы формирования нового эволюционного мышления. МЦР издает книги, периодический журнал «Культура и время», удостоенный почетного знака «Золотой фонд российской прессы-2008», выпускает фильмы, посвященные жизни и творчеству Рерихов, ежемесячно организует выставки современных художников, музыкальные вечера и научно-популярные лекции. А в 2006 году Указом Президента В. В. Путина за большой вклад в развитие музееведения и сохранение культурного наследия гендиректор Музея Рериха академик РАЕН и РАКЦ Людмила Васильевна Шапошникова была награждена орденом Дружбы.
Поэтому драматическая ситуация, сложившаяся вокруг МЦР, вызвала волну возмущений не только российской, но и мировой общественности. В адрес руководства страны поступают многочисленные обращения, письма тех, кому дорога культура, с просьбой воспрепятствовать незаконному выселению МЦР из усадьбы Лопухиных и создать безопасные условия для его дальнейшей работы. В «Российской газете», № 79 от 11 апреля 2008 г., было опубликовано открытое письмо деятелей науки, культуры и общественных деятелей в защиту МЦР и общественного Музея Рериха, которое подписали депутаты ГД РФ, космонавты, руководители музеев и творческих организаций. Лишь несколько имен из числа подписавшихся: Афанасьев — президент Международной лиги защиты культуры, летчик-космонавт СССР; Е. Г. Драпеко — первый зам. председателя Комитета по культуре ГД РФ; А. Е. Карпов — многократный чемпион мира по шахматам; О. Л. Кузнецов — профессор, президент РАЕН; В. Д. Спиваков — худ. руководитель и гл. дирижер Национального оркестра России; О. П. Табаков — худ. руководитель МХАТ им. А. П. Чехова, Л. М. Рошаль — руководитель отделения экстремальной хирургии НИИ педиатрии. Это десятки академиков и руководителей предприятий, тысячи граждан. Вышли десятки публикаций в СМИ и репортажей на ЦТВ. Сбор подписей под этим открытым письмом идет по всей России.
Можно ли восстановить организм нации, не восстановив работу его основных функций — ума, интеллекта и творчества? Нет, но сделать это можно лишь через Культуру. Ни антикризисные программы, ни новое административное устройство, ни борьба с организованной преступностью не принесут своих результатов, если Культура будет оставаться в униженном положении, на задворках нашего общества. Все больше людей в России начинают это осознавать.
Орловщина богата культурными традициями, хотелось бы чтобы нашлись неравнодушные и поддержали Международный культурный центр, который сегодня оказался в эпицентре борьбы за светлые идеалы Культуры.
Беседовал Сергей Егоров.