Спасти человека — это великая награда

Необычность этой экскурсии проявилась уже на этапе сбора конкурсантов: школьники, по пять человек из каждого района города Орла, прибывали к месту посадки в автобусы в сопровождении женщин в милицейской форме — инспекторов по делам несовершеннолетних. Необычным было и то, что подросткам, каждый из которых уже успел испортить себе биографию уголовным преступлением, предстояло познакомиться с орловскими храмами и пообщаться с православным священником, который по окончании экскурсии должен был официально принять на себя шефство над одним из самых «трудных» сегодняшних экскурсантов.

Как раз его-то, 17-летнего паренька, к назначенному времени отъезда доставить и не удалось. По встревоженному лицу начальника областной службы ПДН Надежды Ивановны Ярован понимаю: что-то пошло не так, как хотелось. Оказывается, парень ушел домой переодеться, пообещав инспектору, что сам явится к отъезду в назначенное время. И, видимо, обманул всех.

— Будете искать его! — спокойно, но твердо говорит Ярован своим подчиненным.

Все рассаживаются по местам, и автобус с «Газелью» в сопровождении машины ГАИ направляются к Ахтырскому кафедральному собору, где экскурсантов ждет о. Георгий (Волобуев)…

«Стань шефом» — так назвали свою акцию сотрудники областной службы ПДН, получив «добро» начальника УВД В. А. Колокольцева. Идея проста, но по-своему оригинальна — закрепить за каждым из наиболее «трудных» малолетних преступников конкретного шефа, который бы нес ответственность за судьбу подростка: общался бы с ним, организовывал его досуг — одним словом, пытался бы наставить на путь истинный.

Первое «закрепление» уже состоялось. Своего подшефного получил заместитель начальника УВД А. И. Якунин, человек известный и авторитетный, до недавнего времени возглавлявший борьбу с организованной преступностью. Теперь ему придется побороться за судьбу и душу одного паренька, которому грозит тюремное заключение. И это может оказаться посложнее всех тех задач, которые уже приходилось решать высокопоставленному орловскому милиционеру.

За душу другого мальчишки, за которого сейчас так переживала Надежда Ивановна Ярован, предстояло побороться профессионалу — священнику Ахтырского собора о. Георгию, к которому мы и ехали.

Сергей Егоров (будем называть его так) — это тоже особый случай. Как говорит Ярован, его, уже однажды осужденного за кражи, скоро ждет еще один суд — теперь за угон старенького «Москвича». А это значит, что не достигшему совершеннолетия пареньку все равно грозит тюрьма. Надежда Ивановна Ярован считает своим долгом спасти мальчишку от заключения, чтобы не погубить окончательно. И решается на смелый и еще нигде никем в России не опробованный шаг — закрепить за подростком шефа-священника.

Для Надежды Ивановны, верующего человека, это шаг по убеждению. В одном из интервью она мотивировала свое стремление тесно сотрудничать с православной церковью таким образом: «Я думаю, в православной церкви как нигде сегодня — ни в школе, ни в семье, ни в обществе — соблюдается тот золотой принцип, который в психологии формулируется так: «Сохранить лицо человеку». Ведь даже глубоко падшему нужно слышать от окружающих, что он еще не потерян, что у него еще есть шанс на возрождение. И мне кажется, люди верующие, особенно служители церкви, в отличие от многих из нас, людей светских, сохранили способность смотреть на всякого человека с надеждой. Что, наверное, и означает — любить».

…О. Георгий встречает нас на паперти Ахтырского собора. Литургия уже закончилась, прихожане разошлись, и храм пуст. Только один человек в форме военнослужащего срочной службы застыл у одной из икон, прижав ладонь к сердцу. Отец Георгий начинает экскурсию. Он говорит об истории храма, о его наиболее чтимых иконах и о том, что человека, совершившего тяжкое преступление, в старину отлучали от причастия и церкви, так что он вынужден был всю службу выстаивать за ее порогом и просить других прихожан помолиться за него. Это производит впечатление на мальчишек: видно по лицам. Но, похоже, совсем не волнует двух девушек, которые легкомысленно фотографируют друг друга на фоне икон.

Из Ахтырского собора мы едем уже вместе с нашим гидом о. Георгием в Николо-Песковскую церковь. «Как вы думаете, почему именно так изображен Спаситель?» — спрашивает священник, показывая на большую икону Христа справа от Царских врат. Вопрос явно застает врасплох слушателей. Но главная цель достигнута: они заинтригованы и готовы воспринимать дальнейшее. «Христос вам в глаза смотрит!» — говорит о. Георгий и продолжает: — Глаза — зеркало души. В них все видно. Все ваше доброе и худое».

В храме Смоленской иконы Божией матери, куда мы заезжаем потом, экскурсанты уже сами ставят свечи, в основном перед иконами Богородицы и на канун (панихидный стол): многие из этих детей уже пережили смерть близких. Еще стесняясь, мальчишки крестятся торопливой рукой. В том числе и Сергей Егоров, которого все-таки нашли и привезли вместе с матерью инспекторы. Еще несколько минут назад у ворот храма Сергей упирался и не хотел идти вслед за всеми. А вот теперь соглашается даже на свечи.

Чужая душа — потемки. И Надежда Ивановна Ярован, и о. Георгий вряд ли могли бы объяснить, что происходит в сознании этих детей во время необычной экскурсии. Но мне кажется, что подростков завораживает церковная тайна. Не всех. Но большинство. Это еще не вера, но уже страх Божий. Пусть пока мимолетное, но чувство ответственности перед неведомым, невидимым, но таким, от чего не отмахнуться, как от родителей, бабушки или даже от милиционера.

С него, с чувства ответственности, как известно, и начинается воспитание. И если для этого до сих пор не хватало авторитета родителей, учителей и людей в милицейской форме, то, может быть, соприкосновение с таинственным величием Творца потеснит в подростках разрушительные самонадеянность и цинизм? Страх Божий тем и отличается от страха обычного, земного наказания, что не очевиден и требует веры, а стало быть, осознанного восприятия своих поступков и меры ответственности за них.

…В пригородном селе Паслово трое из ребят решаются окунуться в Святой источник под сенью часовни. Потом по-мальчишески азартно самые смелые рассказывают товарищам, как это было, как они в точности выполнили наставления о. Георгия. Обряд заставил их сосредоточиться и собраться, пробудил чувство до той поры неведомое — чувство важности и полезности совершаемого, такого, что одобряется окружающими.

Сергей Егоров на омовение не решился. Но величественный пасловский храм и источник и на него произвели большое впечатление, в чем юноша сам признаётся позже, когда мы сидим в классе Орловского центра временного содержания несовершеннолетних. Надежда Ивановна Ярован в присутствии сотрудников Центра, инспекторов и начальника службы ПДН Заводского района О. Н. Макашова объясняет Сергею и его матери, что о. Георгий теперь будет часто общаться с ними, если на то, конечно, будет их добрая воля. Получив согласие и матери, и сына, Н. И. Ярован подчеркивает, что от Сергея требуется только одно — на добро отвечать добром.

Мать роняет слезы и говорит, что после гибели отца (он погиб в автокатастрофе на глазах сына) Сергей оказался «никому не нужным». Теперь она благодарит и милицию, и священника за стремление спасти ее мальчика для будущей нормальной жизни.

— С чего думаете начать? — спрашиваю о. Георгия, когда формальности по закреплению его шефства завершены.

— С исповеди! Только через исповедь можно понять, что у парня на душе. Что откроется, из того и буду исходить в дальнейшем общении с ним. У подростков есть одна способность — высказываться. Что думают, то и говорят. Важно удержать, не порвать эту ниточку доверия.

— Задачу воцерковления Сергея вы ставите перед собой?

— Конечно! Как же без Бога, без храма! Но не сразу, помаленьку. Я думаю, со временем он будет хорошим прихожанином.

— Как вы думаете, почему подростки совершают преступления?

— Мир сбивает их с пути, а миром правит корысть, корыстные интересы.

— Почему вы согласились взять шефство над трудным подростком?

— Когда перед Богом буду отвечать, смогу сказать: я пытался бороться за живую душу. И если удастся сделать из паренька человека, это будет поистине великая награда.

Андрей Грядунов.