Сретенье нашего образования?

15 февраля в большом зале областной публичной библиотеки им. Бунина состоялась областная педагогическая конференция «Современные основы образования и духовно-нравственное здоровье общества». Речь шла о наболевшем — о религиоведении в средней школе. На этот раз инициатором и организатором встречи были не просто педагогическая общественность и областной институт усовершенствования учителей, а департамент социальной политики Орловской области и входящее в него управление образования. Впервые областная власть публично продемонстрировала орловскому педагогическому сообществу свою готовность организовать и возглавить процесс становления в школе системы духовно-нравственного воспитания на основе религиозной культуры.

15 февраля по православному календарю — Сретенье Господне, один из двенадцати наиболее значимых православных праздников. Сретенье — значит встреча. Старец Симеон встречает на пороге Иерусалимского храма младенца Христа, которого держит на руках Мария, и по откровению свыше узнает в ребенке Спасителя мира. С богословской точки зрения смысл Сретенья трактуется как встреча Ветхого и Нового заветов, встреча и преемство двух мировоззрений. Организаторы конференции, выбрав именно 15 февраля днем ее проведения, вольно или невольно обозначили некий рубеж в развитии традиции духовно-нравственного воспитания в отечественной школе — от атеистического к религиозному. И хочется надеяться, что свой «Ветхий завет» наша школа пережила и теперь пойдет дальше.

На конференции перед сотрудниками районных отделов образования, директорами школ и учителями области выступили восемь педагогов, которых до сих пор в прессе называли энтузиастами орловской православной педагогики. Это директор Орловской православной гимназии Е. Г. Овчинникова, заведующая кафедрой религиоведения и теологии Орловского госуниверситета Т. Г. Человенко, учитель орловской средней школы № 26 Н. И. Родина, педагог дополнительного образования орловской школы № 49 Т. Е. Сиянова, учитель орловского лицея № 32 Н. Л. Федорова, педагог дополнительного образования бывшего клуба юных техников, а с января этого года — Центра внешкольной работы «Эврика» г. Орла В. А. Иванов, учитель средней школы № 6 г. Ливны Е. К. Савкова, заместитель директора Становоколодезьской школы Орловского района В. Н. Малахова. Это их авторские программы и методические идеи составляют орловский опыт преподавания православной культуры. И вот наконец им предоставлено слово и возможность выступить с высокой трибуны областной конференции.

Их опыт давно получил признание за пределами Орловщины — в Москве, Калуге и Белгороде, где идеи православной педагогики целенаправленно изучаются и обсуждаются уже не первый год. Теперь и Орловское областное управление образования рекомендует местным учителям и руководителям прислушаться и присмотреться к этому опыту.

Время пришло? «Преодоление атеизма как доминирующей идеологии» — это уже не просто идея, а почти директива с самого верха: соответствующие письма из столицы получены не только в Орловской области. И заместитель начальника областного управления образования и молодежной политики Г. А. Казначеева, выступая на конференции, говорила об этом преодолении как о чем-то само собою разумеющемся, без сомнений в том, что духовно-нравственное воспитание в Орловской области должно ориентироваться именно на православные ценности, поскольку на Орловщине у основной массы населения пока нет иных духовных запросов.

И кажется, не только энтузиасты, но и все собравшиеся в зале библиотеки им. Бунина были единодушно «за», когда руководитель отдела религиозного образования и катехизации Орловской и Ливенской епархии о. Георгий Леонтьев цитировал столпов православного учения Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Макария Великого и говорил, что задача воспитания — это познание человеком самого себя и смысла своей жизни, который состоит в самосовершенствовании и возвращении к божественному образу. Как будто иного современная педагогика себе и не мыслила.

Правда, Т. Г. Человенко обратила внимание собравшихся на необходимость более тесного сотрудничества и более заинтересованного участия педагогов в ежегодных орловских Феофановских чтениях, которые проводятся в Орловском госуниверситете именно для просвещения учителей и обмена опытом. Но это уже детали, обсуждаемые в рабочем порядке.

Немного смутил и тезис Г. А. Казначеевой о том, что преждевременно говорить об универсальных путях духовно-нравственного образования учащихся. Но это означает по крайней мере, что педагогам-энтузиастам не будут мешать экспериментировать и вести уроки православной культуры в тех формах и в тех объемах, которые уже определены в упомянутых школах. Вот и в резолюции конференции записали: «Рекомендовать учреждениям образования Орловской области включать в школьный компонент учебные программы и курсы, направленные на приобщение к ценностям традиционной религиозной культуры народов России, и в первую очередь православной культуры; руководителям образовательных учреждений создавать условия для…» и так далее.

Остается дождаться новых решений Министерства образования, которое уже согласилось с предложением Русской православной церкви разработать единый федеральный курс «Духовно-нравственная культура» с конфессиональным делением предметов. Если все получится, как задумано, то местным чиновникам и не придется брать на себя ответственность за последствия: принимай да исполняй. Вот тогда дело пойдет веселее.

А. Градов.