Валентина Титова: «Это была другая жизнь»
Газета «Красная строка» много внимания уделяла в последнее время проблемам Орловского краеведческого музея. У тех, кто является нашими постоянными читателями, наверняка сложилось представление о его деятельности, о его людях, о проблемах, связанных с капитальным ремонтом, находившимся на точке замерзания более десяти лет. С весны этого года, наконец-то, начали поступать средства из федерального и областного бюджетов на реконструкцию ОКМ. Сие долгожданное событие в жизни музея — результат «хождения по мукам», обращения в различные инстанции, настойчивости, смелости и удивительной преданности делу всей своей жизни директора музея заслуженного работника культуры РФ, кандидата исторических наук В. В. Титовой. Это самый дорогой подарок к 3 июля, юбилейному, 55-му дню рождения Валентины Васильевны.
Редакция газеты поздравляет с юбилеем достойного человека, мужественного руководителя и интереснейшую из женщин. Счастья вам, Валентина Васильевна, здоровья, понимания, поддержки и искренних чувств ваших коллег.
В этом выпуске мы предлагаем вниманию читателей интервью директора краеведческого музея В. В. Титовой газете «Красная строка».
— Валентина Васильевна, сведения о вашей биографии, творческом пути я почерпнула из «Краеведческих записок» В. П. Еремина «Орловские краеведы». Вы родом из Хабаровского края. Человек с Дальнего Востока, приехали в Орел в 1970 году из другого, особого мира. Вы человек прямой, эмоциональный, иногда вспыльчивый. И вместе с тем вы — романтик. Как-то вы сказали своим сотрудникам: «Принимайте меня такой, какая я есть». Это было откровением, в котором прозвучало огромное желание быть понятой… Когда в 1979 году вы пришли на работу в краеведческий музей, за плечами у вас был историко-английский факультет Орловского педагогического института, опыт работы экскурсоводом и педагогом. С июня 1981 г. вы заведующая создававшимся тогда музеем В. А. Русанова. Можно считать тот период вашей профессиональной деятельности самым светлым воспоминанием?
— В то время новый музей только создавался, велись работы по реконструкции деревянного дома знаменитого полярного исследователя. Наряду с хозяйственными работами мне пришлось заниматься изыскательской и собирательской деятельностью, быть одним из авторов дизайн-проекта будущего музея, устанавливать творческие связей с музеями, архивами и научными учреждениями России по сбору ценных материалов в Москве, Ленинграде, Архангельске, на острове Шпицберген и во Франции.
Незабываемые впечатления остались от знакомства с полярниками. Тогда я открыла для себя удивительный мир людей, преданных Арктике, умеющих пошутить, потрясающих рассказчиков. Будучи членом комиссии полярных стран, которая почти ежемесячно собиралась в Москве, после заседаний я обязательно заходила к кому-то из полярников. Для того чтобы бесплатно доехать до Москвы, брала туристическую группу.
Это была другая жизнь. В той, другой жизни Дом-музей В. А. Русанова находился в центре событий. Здесь формировался клуб путешественников «Русь». Этот клуб, долгое время возглавляемый журналистом Валерием Сальниковым, прошел сотни километров по следам экспедиции Русанова и занимался его поисками во льдах Арктики. И я в какой-то мере была ее научным руководителем.
А в сентябре 1984 г. друзья орловского Дома-музея В. А. Русанова из объединения «Арктикуголь» предложили мне воспользоваться возможностью побывать на Шпицбергене. Очень трогательные впечатления оставило посещение Домика Русанова, в котором работала русская экспедиция 1912 г. Домик Русанова открыт для всех, кто бывает в этих местах: полярников, геологов, геофизиков, иностранных гостей.
Помню, геологи развели огонь, затопили печь, приготовили чай. Мы долго сидели, разговаривали. Обсуждали, как лучше разместить фотовыставку «В. А. Русанов — революционер и полярный исследователь». Красочно оформленная художником Александром Черемисиновым, она была привезена мною на Шпицберген как дар орловцев советским полярникам.
Быстро пролетело мое короткое пребывание на Шпицбергене. В день отлета природа подарила удивительно солнечную погоду. В глубине залива поднялся туман, и лучи солнца как бы купались в нем. Засеребрились вершины гор. А вечером у горизонта долго-долго виднелась кроваво-красная полоска заката.
В самый последний момент мне передали небольшой ящичек: «Это подарок орловцам — макет Домика Русанова, мы очень торопились, хотели успеть до вашего отъезда», — сказали мне провожающие.
Поднялись в воздух. Перед тем как самолет ушел в облака, последнее, что удалось увидеть в иллюминатор, — Домик Русанова — маленькую светлую точку на крутом берегу. На самом краешке земли».
— Валентина Васильевна, с января 1989 г. вы стали директором областного краеведческого музея. Беспокойное хозяйство вам досталось. И проблем хлебнуть пришлось по полной программе?
— Много радостного было и в этом музее. В 1989 году мы открыли экспозицию отдела истории, отдела природы, которая успешно работала до 1996 г. Создали Болховский краеведческий музей — одну из лучших экспозиций, получившую высокую оценку общественности как перспективная модель провинциального музея.
Делали замечательные выставки. Спорили, искали…
Главное, чтобы тебя понимали и поддерживали в своем коллективе. В этом случае работается очень интересно…
А создание Военно-исторического музея! Уникальный проект, над которым опять-таки работали всем коллективом. Я была счастлива, когда в 1998 г. в издательстве «Вешние воды» вышел в свет замечательный подарочный альбом «Века над Окой», подготовленный сотрудниками музея. Это был праздник.
— Валентина Васильевна, вы член Центрального совета Ассоциации музеев регионов России, член президиума Союза музеев России. Как деятельность таких организаций сказывается на работе Орловского краеведческого и других музеев?
— Во-первых, Ассоциация Союза музеев России создавалась Владимиром Ильичом Толстым в крайне сложное время (1997 г.), когда рухнул Советский Союз, изменилось отношение к культуре, а музеи оказались забытыми и брошенными. Ассоциация объединила, сплотила и поддержала музейщиков. Помогла региональным музеям стать участниками грантовых проектов фонда Сороса. Сотрудники Орловского краеведческого музея Э. Л. Воинова и Л. М. Тучнин стали авторами выделенных фондами проектов.
Сотрудники музея участвуют в самых разнообразных мероприятиях и акциях, проводимых Ассоциацией, например во Всероссийской акции «Милосердие», в туристических семинарах «Музей. Деревня. Развитие», юридических семинарах.
Новое единение музеев России произошло в 2001 г., когда был образован Союз музеев России. Председатель — Михаил Борисович Пиотровский, директор Эрмитажа. Одно из главных направлений деятельности СМР — законодательство в сфере культуры.
Оба Союза выезжают в музеи. Помогают на местах. Выходят со своими предложениями на уровень правительства и президента.
— Валентина Васильевна, в 1997 году вам было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ», в 2000 г. вы награждены нагрудным знаком «За достижения в культуре» Министерства культуры России. Теоретический и практический опыт был обобщен вами в диссертации «Деятельность краеведческих музеев в условиях реформирования Российского государства на рубеже ХХ—ХХI веков (на материале краеведческих музеев центрального региона РФ)» на соискание ученой степени кандидата исторических наук, успешно защищенной 23 декабря 2003 г. на ученом совете Российской академии государственной службы при Президенте РФ в Москве, в 2003 г. вы награждены дипломом победителя областного конкурса «Женщина-директор года» в номинации «Культура». Эти события произошли в очень сложные для музея годы. Вы смогли сориентироваться в этом времени, как руководитель, создающий все условия для работы научных сотрудников, как известный ученый.
— Для того чтобы сохранить музей, пришлось перестроить работу кардинальным образом. Все эти годы, до последнего момента, музей занимается активным привлечением внебюджетных средств для поддержки отдельных направлений.
Привлечение дополнительного финансирования связано с участием в грантовых проектах фонда Сороса и Потанина, федеральной целевой программе «Культура России», в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Эти средства шли на целевые программы и создание Военно-исторического музея. Издательские музейные проекты были поддержаны меценатами и друзьями музея.
Крайне слаба наша материально-техническая база. Старые компьютеры приобретены за счет средств, выигранных в грантах, нет современной звуковой, видео- и световой аппаратуры. Наш музей — постоянный участник Всероссийского (ныне Международного) ежегодного фестиваля музеев «Интермузей», где каждый год представляются оригинальные экспозиции, с интересом принимаемые посетителями и участниками фестиваля. Наше участие в предыдущие годы было замечено коллегами и отмечено дипломами. В этом году мы не смогли представить свою экспозицию из-за отсутствия технических и материальных средств. Тем более, что главной темой фестиваля было использование современных технологий в музейном деле…Сотрудники, правда, съездили, посмотрели»…
— Сейчас идет капитальный ремонт здания ОКМ. Как вам удалось этого добиться?
— Я думаю, состояние музея является причиной ремонта.
— Валентина Васильевна, что в первую очередь необходимо музею для его полнокровной жизни?
— Я считаю, что музей — это большой производственный процесс, состоящий из самостоятельно действующих комплексных производств. Для того чтобы создать музей, нужны коллекции. Ранее существовало такое незыблемое понятие, как «закупка музейных предметов». Регулярно выделялись на это средства. Сегодня слово «закупка» практически отсутствует в лексиконе музея.
К настоящему времени фонды музея насчитывают 170 тысяч музейных предметов и продолжают возрастать в результате неутомимой собирательской деятельности сотрудников.
Каждая фондовая вещь имеет свой режим хранения. Хорошая коллекция позволяет создать хороший, интересный музей. Главное сейчас убедить власть в том, что фондохранилище для музея — проблема номер один. Музей строится на подлинниках. И от подлинников зависит значимость музея. Еще одна проблема — музейная пыль и изменение экологии, которые самым отрицательным образом влияют на здоровье сотрудников, они становятся аллергиками. До 50—70 тысяч единиц находится на хранении у одного сотрудника. Этого не должно быть, но низкая зарплата не позволяет привлечь людей. Поэтому нам крайне необходимо хорошее, современное фондохранилище, соответствующее требованиям хранения экспонатов и санитарным нормам.
Еще одна проблема — создание интересной экспозиции с учетом технических возможностей ХХI века.
Музей должен быть интересен и взрослым, и детям. А краеведческий музей — это структура, включающая в себя историю края, природу, искусство, литературу, культуру и т. д. Есть над чем и, главное, с чем работать.
Кто-то из французских президентов сказал: «Культура — это нефть Франции». На каком месте, и в каком состоянии у нас культура?..
Мы не требуем многого от руководства. Главное, чтобы оно понимало нас, доверяло нам и поддерживало…
Тамара Алексеева.
Фото Леонида Тучнина.