Верить — значит и мыслить тоже. Вопросы православному богослову
«Существует ли в семьях священнослужителей проблема «отцов и детей»? Может ли благочестивый сын спорить с отцом о вере и о толковании ее догматов?»
Г. Парушин, пенсионер.
Как универсальный принцип человеческого бытия, проблема смены поколений, разумеется, не обходит стороной и духовенство, облекаясь в том числе в форму богословских (как верить) или канонических (как применять веру в жизни) разногласий между священниками и их детьми. В церковной среде, правда, такие случаи редки и малохарактерны. Дело в том, что мы, церковнослужители, в основной своей массе пока что недостаточно квалифицированы для обсуждения более или менее серьезных богословских проблем. Еще в 50-х годах минувшего века известный богослов протоиерей Георгий Флоровский писал, что материалы, которые когда-то в дореволюционной России использовались как учебные пособия для детей, теперь считаются слишком трудными даже для семинаристов. А церковный историк Карташев с горечью говорит о косности нашего духовенства и отмечает, что «захиревшие культурно иерархи пришли к мысли, что и [церковных] Соборов больше не нужно, что и раскрывать и улучшать более нечего. В таком случае, продолжает ученый, остается один подвиг добродетели — сохранение преданного, что не лишено символизма и для всей Восточной Церкви вплоть до наших дней». При этом, однако, забывают, что Церковь — творец догматов и канонов, а не только музей древности и хранительница древних обычаев и богослужебных ритуалов. Вот почему пока что трудно представить себе среднего священника и его сына, обсуждающих такие темы, как, скажем, женское священство (его горячим сторонником был покойный митрополит Сурожский Антоний (Блюм)) или экзистенциализм святых отцов, инклюзивность текстов Библии или финалистская интерпретация Писания. Тем не менее, наш уровень пусть и медленно, но неуклонно растет. Этому способствует, в частности, доступность и обилие богословских книг, что дает широкие возможности для домашнего образования. Упомянутый выше отец Георгий Флоровский, например, не изучал богословие в духовной академии или университете, но, благодаря участию в богослужении и работе с огромным объемом церковных первоисточников и литературы, стал выдающимся богословом-самоучкой и основателем Свято-Владимирской духовной семинарии Американской автокефальной церкви.