Возвращение кино?
С 20 по 25 мая в Орле проходил кинофестиваль «Тургенев. Родина. Кино». В числе его организаторов значатся Федеральное агентство по культуре и кинематографии, компания «АртЛинкИнтер», компания «Орелкино». Демонстрация фильмов происходила в кинотеатре «Октябрь».
Это был не совсем обычный фестиваль, потому что на нем демонстрировалось старое отечественное кино. Как пояснил художественный руководитель фестиваля, киновед и наш земляк Сергей Лаврентьев, уже в третий раз под патронажем Федерального агентства по культуре и кинематографии проходит подобное мероприятие. Первый фестиваль «Быль», состоявшийся в Старом Осколе Белгородской области, демонстрировал фильмы о российской истории. Второй — «Угол зрения», проходивший в Москве, собрал ленты о судьбах России в XX веке. Третий, орловский, фестиваль решено было посвятить фильмам, снятым по произведениям И. С. Тургенева, ведь в этом году исполняется 190 лет со дня рождения великого русского писателя.
Что объединяет все три фестиваля? Все они проходят в рамках государственной программы патриотического воспитания. Почему именно старое кино? Это, пожалуй, самый интригующий вопрос прошедшего фестиваля. И хотя скептики склонны искать ответ в финансовых проблемах, все же хочется поверить организаторам, которые решили наглядным примером убедить современного зрителя, что старое кино было действительно искусством, которое призвано воспитывать, обогащать духовно, а не просто развлекать.
Среди лент, показанных с 20 по 25 мая в кинотеатре «Октябрь», были и снятые в 1959 году по произведениям И. С. Тургенева «Муму» и «Накануне», и знаменитый фильм А. Кончаловского «Дворянское гнездо» (1969 г.), и ряд других картин — экранизаций не только тургеневских рассказов и повестей, но и произведений Н. Лескова и Л. Андреева.
Одновременно с художественными шел показ и документальных фильмов 1989—2004 годов — «Уроки Чехова», (режиссер Е. Осташенко), «В далекий край» (Г. Долматовская), «Страсти по Марине» (А. Осипов), «Вспоминая Бориса Пастернака» (Б. Головня) и др.
«Мы хотели вернуть зрителям ощущение кино как великого искусства, которое возникает тогда, когда ты входишь в зрительный зал, когда гаснет свет и перед тобой оживает большой экран», — сказал Сергей Лаврентьев.
И ведь действительно — почти забытое ощущение.
А. Градов.