Высший бал за ЕГЭ получили только девушки
С 2002 года образовательные учреждения многих российских регионов проводят государственную итоговую аттестацию выпускников в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), который предусматривает совмещение государственной итоговой аттестации выпускников 11—12-х классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в высшие и средних специальных учебных заведениях. С октября 2006 года в число регионов, вступивших в эксперимент по ЕГЭ, вошла и Орловская область.
«В ноябре 2006 года, — рассказывает Александр Шатохин, начальник управления образования администрации города Орла, — специалисты нашего управления в соответствии с планом, разработанным Департаментом социальной политики Орловской области, составили перечень мероприятий по подготовке к участию в эксперименте по введению ЕГЭ в г. Орле. Была создана рабочая группа для решения организационных вопросов, проведена разъяснительная работа с родителями, учащимися, педагогами, оформлены информационные стенды и т. д.
Мы определили 9 пунктов проведения единого госэкзамена в Орле. В среднем в каждом из них сдавали экзамены от 250 до 350 выпускников. Это потребовало от базового образовательного учреждения дополнительной работы по подготовке аудиторий, обновления и пополнения материально-технической базы. Особенно напряженно работала гимназия № 39, которая была утверждена в качестве пункта проведения экзаменов по предметам по выбору. В июне в ней сдавали экзамены по выбору выпускники не только орловских школ, но и г. Мценска, Болховского, Дмитровского, Знаменского, Залегощенского, Кромского районов, всего — около 400 человек.
В государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ приняли участие 2660 (93,5%) из 2843 выпускников школ г. Орла. 183 выпускника вечерней и заочной системы обучения, а также выпускники, сдающие экзамены в щадящем режиме, проходили аттестацию в традиционной форме. Особенностью этого учебного года было и введение в соответствии с разъяснением Рособрнадзора дополнительного (регионального) обязательного экзамена по литературе, форму сдачи которого (в традиционной форме или в форме ЕГЭ) выбирал сам выпускник.
Выпускники были своевременно ознакомлены с результатами обязательных экзаменов по русскому языку и математике. Показательно, что часть выпускников— 167 человек (5,7%) использовали форму ЕГЭ и для сдачи экзаменов по предметам по выбору, причем предпочтение было отдано физике (72 выпускника) и биологии (35 выпускников). Первые результаты проведения эксперимента, по данным отделов образования, показали, что более успешно выпускники сдали экзамен по русскому языку и менее успешно — по математике. Однако по условиям эксперимента получение выпускниками неудовлетворительных отметок на экзаменах не привело к выставлению их в аттестат.
Все выпускники 11-х классов, допущенные к государственной итоговой аттестации и сдававшие экзамены в форме ЕГЭ, аттестацию прошли и получили аттестаты о среднем полном общем образовании. Есть примеры, когда выпускники (их всего трое в области) получили свидетельства о результатах ЕГЭ с высшим баллом (100) по результатам Всероссийских олимпиад. Все трое — выпускники городских образовательных учреждений: Алла Апухтина из лицея № 32 — по русскому языку, Ольга Каплун также из лицея № 32 — по литературе и Дарья Климович из школы № 23 — по обществознанию.
«Первый опыт сдачи ЕГЭ в городе выявил и ряд проблем, — комментирует Александр Шатохин. — Так, по результатам учебного года незначительно, на 1,6% (с 13,4% до 11,8% по сравнению с прошлым годом) сократилось количество медалистов от общего числа выпускников. Введение эксперимента сказалось и на других аспектах: снизились показатели качества знаний учащихся по русскому языку и математике. Вместе с тем это не стоит расценивать как результат недостаточной работы учителей. Тревогу вызывает и недифференцированный подход в составлении контрольно-измерительных материалов: не учитывается профиль (физико-математический, гуманитарный, социально-гуманитарный) класса, в котором обучался выпускник. Впереди еще один учебный год, оставшийся до обязательной процедуры ЕГЭ, и надо успеть решить обозначившиеся проблемы и подготовить выпускников к государственной итоговой аттестации с учетом полученного опыта. Самый обстоятельный и серьезный анализ результатов эксперимента будет сделан на заседаниях районных методических объединений учителей-предметников, традиционных августовских конференциях.
Анализ результатов экспериментов в ходе государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов показывает, что некоторые лицеи и гимназии, к сожалению, дали не самые лучшие результаты даже по сравнению с обычными школами. Мы не будем делать сегодня скоропалительных выводов, но в последующие 3—4 года отследим развитие ситуации, проведем мониторинг деятельности лицеев, гимназий, общеобразовательных школ, чтобы оценить их соответствие имеющемуся статусу».