Хор достоин этой музыки
Большим концертом в двух отделениях хор отпраздновал своё двадцатилетие. Были поздравления, цветы, грамоты от городских и областных руководящих структур — всё как положено… Но было ещё то, что сложно передать на бумаге, в пересказе, — атмосфера любви, вдохновения, сиюминутного творчества; банально, но были и слёзы радости, и долгие искренние аплодисменты, и желание благоговейной тишины после исполнения некоторых духовных произведений.
Настроение, воздух этого концерта подтвердили слова Г. Свиридова об очищающей и облагораживающей функции музыки.
Концерт состоялся в одном из лучших залов города — Дворце культуры железнодорожников. Великолепная акустика этого зала позволила насладиться всеми нюансами исполнения.
Песнопение «Да воскреснет Бог» Д. Бортнянского, открывшее концерт, дало тему-импульс всему концерту, приподнятое праздничное настроение, напоминание о том, что ещё сорок дней после Пасхи православные приветствуют друг друга: «Христос воскрес!». А затем какое-то пиршество красивейшей музыки! Забываешь о времени, о повседневном, о будничном, хочется только бесконечно слушать… слушать… и часов не наблюдать.
«ЛИК» в церковной литературе означает «от лица всех молящихся», а как иконописный образ — это «окно», «путь» между небесным и земным. И хор во время исполнения музыки ощущает себя посредником между внутренним миром Автора и душами аудитории. А если за словом «Автор» — Святое писание? А если это — молитва, положенная на музыку? Тогда это уже не просто посредничество — это уже МИССИЯ — очень трудная и ответственная.
Судьба уготовила хору жить и работать на Орловщине. Чувствуя ответственность перед этой землёй, музыканты вдыхают жизнь в произведения орловских композиторов. Но дело не только в чувстве ответственности — Орловщина несказанно богата талантами.
В этом году исполняется 140 лет Виктору Калинникову — младшему брату более известного композитора Василия Калинникова. Виктора никогда не называли гением. Он — из большого перечня незаслуженно забытых композиторов, чью музыку исполняют совсем нечасто. Свою книгу о братьях Калинниковых Г. Пожидаев заканчивает словами: «Биография уже приоткрыта, а кто откроет музыку?». Какая-то предопределённость была в том, что «открытие» этой музыки произошло здесь, в Орле, на родине композитора. Преподаватель Орловского государственного института искусств и культуры Эмилия Борисовна Киреева более 20 лет назад обнаружила в Центральном государственном архиве литературы и искусства рукописи двадцати четырёх духовных сочинений для смешанного хора Виктора Калинникова. Сразу стало ясно, что это — чистый перл в царстве русских духовных песнопений, стоящий наравне с произведениями Чайковского, Рахманинова, Гречанинова, Архангельского, но отличающийся совершенно особой лиричностью, мягкостью напевов, более откровенной песенностью, исповедальной задушевностью, а за всем этим — доброта, мудрое приятие всего сущего самого автора, постигшего душой саму суть православия. «…Это прекрасный человек и чистая неиспорченная душа», — писал о нём брат.
Сведений о переиздании, исполнении в советское время этих произведений нет. Что мог почувствовать исследователь? Волнение, трепет первооткрывателя, красоту открывшейся музыки? Целый месяц в подвальном помещении по восемь часов в день кропотливого переписывания двадцати четырёх многоголосных хоровых произведений! Но ещё не пришло время им зазвучать: более чем 70-летний запрет на исполнение духовной музыки в нашей стране не прошел бесследно. Даже когда в столичных городах музыка русской православной церкви сначала робко, а затем все увереннее начала появляться на концертной эстраде, исполнение ее в провинциальных городах, в том числе и в Орле, могло закончиться потерей профессиональной работы для музыкантов. Увы, но лишь начиная с 1995—1996 гг. молодым хоровым коллективом под управлением Дмитрия Коваленко (сына Э. Б. Киреевой) начали исполняться в Орле и соседних городах духовные сочинения Виктора Сергеевича Калинникова.
Прошло время, вместе с ним прошёл свой путь становления и достиг высочайшего уровня исполнительского мастерства хор «ЛИК». Творчество Калинникова-младшего всегда занимало и занимает особое, самое важное место в работе коллектива.
Это объясняет то, что значительная часть первого отделения концерта, посвящённого 20-летию хора, была отдана духовной музыке Виктора Калинникова. Первое слово, которое напрашивается для выражения личного впечатления, — чистота. Чистота во всём: ладовый настрой, интонация, искренность исполнения, дикция, баланс голосов; кажется: как всё просто, но как дорого стоят эта простота и эта чистота. Хор не просто исполнял эту музыку — хор, взяв слушателя за руку, вёл по этой музыке. И абсолютно доверяешься, отдаёшься течению и опять — «…часов не наблюдаешь».
Затем — «К Богородице прилежно» А. Гречанинова. Композитора, поднявшего на высочайшую ступень традицию церковно-певческого искусства. Вопросы, которые беспокоили его, актуальны и сегодня: допустимы ли новации, вносимые в традицию? Есть ли место народным темам в церковных сочинениях? Возможно ли церковную музыку петь вне храма? Это был мягкий, открытый, любивший общение и очень ранимый человек. Он так боялся быть невостребованным, уничтоженным в новой послереволюционной России. Возрождённые страницы творчества Александра Гречанинова прозвучали как исповедь, как откровение.
Величие музыкального дара, чистая, по-детски наивная душа и глубина человеческого смирения — такой образ удивительного музыканта Павла Чеснокова складывается, когда слушаешь его произведения. «Он оставил нам неподражаемые образцы высокого религиозного вдохновения, которое тихим пламенем горело в нём всю его жизнь» — это строки из некролога композитору, замёрзшему в очереди за хлебом в 1944 году. В концерте прозвучали «Вечери Твоея тайныя», «Верую» из Литургии св. Иоанна Златоуста, «Ангел вопияше». Голоса солистов (Юрий Иконников, Надежда Гринёва) вплетались в ткань музыки, парили над хором без любования собой, позволяя только любоваться нам высотой творения композитора. «…Его музыка чужда земных страстей. Она как молитвенные крылья, на которых наша душа легко возносится к престолу Всевышняго». Лучше не скажешь. Эта музыка возвращается к нам.
Хор достоин этой музыки, и музыка эта достойна такого хора.
Второе отделение концерта было посвящено светской музыке русских композиторов, обработкам народных песен. С. Танеев, Г. Свиридов, Б. Кравченко, новые грани творчества Виктора Калинникова, А. Гречанинова, обработки Н. Голованова,
А. Свешникова, С. Екимова — вот где сдерживаемая до времени эмоциональность, вся палитра красок выплеснулась наружу!
На хор приятно смотреть. Удовольствие от творческой работы передаётся слушателям, эмоциональность заряжает и заражает, каждый красив.
Помните, на экзаменах в билете такой вопрос: «Роль личности в истории…»? Роль личности в образовании, становлении, статусе хора «ЛИК» бесспорна. Речь, конечно, о художественном руководителе и дирижёре Дмитрии Олеговиче Коваленко. В буклете красиво и коротко написано о пути от церковного хора до губернаторского филармонического коллектива. Но тернии, потери, жажда творчества, работа, преодоление, оптимизм, желание воплотить идеи, всё, чем полон ум, фантазия и постоянное движение вперёд, к следующему этапу, следующей вершине, конкурсу, фестивалю, концерту почти без отдыха — это осталось за рамками буклета.
Мы видим только результат — прекрасно укомплектованный хор. Найдены и привлечены хорошие голоса (странно писать «голоса» о преданных хору людях, многие из которых прошли вместе этот 20-летний путь). Мы видим единение и почти магическое воздействие на хор. Мы видим руки, которые держат наше дыхание ровно столько, сколько нужно — ни больше, ни меньше. Мы видим личность на сцене и её отражение в музыке.
Традиционно хор завершил выступление «Многолетием».
Многая лета и лауреату, дипломанту всероссийских и международных конкурсов Орловскому губернаторскому камерному хору «ЛИК»!