Здесь имя мастера звучало…
В школьные годы я очень сожалел о том, что мой родной Судбищенский край совсем не «проявлялся» в учебниках истории. Меня, как и всех юных романтиков, влекли к себе дальние страны, города-крепости и города-герои, места крупнейших сражений.
Единственной достопримечательностью отчей сторонки была горячо любимая и детьми и взрослыми речка Любовша. Я и сейчас, по прошествии многих лет, в сотне верст от нее, слышу приглушенную дробь вальков, гортанные «переговоры» жирных гусей, удивляющихся первому тонкому, сладкому, как конфетка, льду. Вижу густой пар, исходящий от теплой полыньи, искристую улыбку солнечной воды, в безупречном глянце отражающей белые как снег облака…
С той поры миновали десятилетия. За это время я изменил свое мнение о родимом уголке. Оказывается, и в нашей ныне вовсе забытой Богом и властями глубинке происходили удивительные события, а в средние века русской истории Любовша являла собой пограничную зону, где скрещивались интересы Московского государства и Крымского ханства. В то время на ее берегах произошла битва, аналогов которой за тысячи прошедших лет не сыскать…
А люди! В здешних селах и деревнях повсеместно звучали имена храбрейших воевод, знаменитых князей-сановников, выдающихся живописцев и писателей. Окунешься в удивительный мир их биографий и не знаешь подчас, кому из героев отдать предпочтенье…
В ноябре 2008 года исполняется 190 лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева — он тоже имел прямое отношение к нашему краю. Во второй половине ХIХ века, на протяжении более двадцати лет, И. С. Тургенев значился приходским помещиком Судбищенской церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Каждый юбилей гения отечественной литературы воодушевляет многих исследователей и почитателей его таланта на поиски новые документов и источников, в той или иной степени относящихся к жизни и творчеству выдающегося мастера литературного языка и певца русской природы.
Я долгие годы скрупулезно и тщательно отбирал тургеневский материал и наконец решился обнародовать его. В предлагаемой статье речь пойдет о владениях Лутовиновых-Тургеневых в устье реки Любовши, о найденном автографе И. С. Тургенева (любовшинском!), а также его соседях по новосильскому имению. Уточним, что до 1925 года Новосильский уезд, объединявший пять нынешних районов — Залегощенский, Верховский, Корсаковский, Новодеревеньковский и собственно Новосильский — входил в состав Тульской губернии. Сегодня этот регион значится в Орловской области.
В. П. Тургенева — судбищенская помещица
Из рукописной(!) книги известного на Орловщине краеведа заслуженного работника культуры Владимира Алексеевича Власова (его не стало в 2007 году) «Шатиловский край» (1994) мои земляки-судбищенцы впервые узнали о том, что Тургенев и его предки имели крупное владение в верхнем течении реки Любовши.
Чтобы расширить эту тему и подробнее рассказать читателям о связях Тургенева с моим родным краем, обратимся вначале к популярному и насыщенному источнику — метрическим книгам. В первой половине ХIХ столетия в церковных книгах Судбищенского Покровского храма Новосильского уезда очень часто упоминается имя матери писателя И. С. Тургенева — Варвары Петровны Тургеневой, приходской помещицы означенной сельской церкви, наследовавшей в 1814 году в Судбищенской волости родовое имение Любовша, в котором значилась и деревня Лутовиново.
Вот некоторые подробности: в 1821 году, например, в деревне Любовше, принадлежавшей госпоже В. П. Тургеневой, старостой служил Иван Титов; в этом же году в Судбищенской церкви состоялось венчание, необычное даже для того времени. Жениху — крепостному
В. П. Тургеневой было 15, невесте — 16 лет…
В августе 1823 года в метрической книге церкви села Судбищи, на листе 185, п/№ 88, обозначено имя В. П. Тургеневой — помещицы деревни Вышняя Сторожевая(!) Это единственная подобная церковная запись. Деревня Верхняя (Вышняя) Сторожевая, насколько мне известно, не значилась в купчей крепости за Лутовиновыми-Тургеневыми. Либо это ошибка священника, наспех сделавшего письменное сообщение, либо действительно В. П. Тургеневой была прикуплена часть названного селения. Но так как в дальнейшем эта деревня не упоминается рядом с именем Варвары Петровны, то может быть и такое: в старину Лутовиново, вплотную примыкавшую к деревне Агибалово (Верхнее Сторожевое, Агибалово тож), как и ряд ближайших селений (когда-то погранично-сторожевых), запросто могли называть Верхней Сторожевой.
В нашем распоряжении оказались сведения, так сказать, и хозяйственного плана. Конец 30-х годов ХIХ века в России был ознаменован неурожаями и массовым голодом (известно письмо Варвары Петровны сыну Ивану по этому поводу). Сохранилось прошение от имени новосильской помещицы, Варвары Петровны Тургеневой, датированное 1840 годом: «Его сиятельству господину Новосильскому уездному предводителю дворянства князю Николаю Борисовичу Голицину новосильской помещицы полковницы Варвары Петровны Тургеневой от старосты ея Игната Афанасьева
Объявление.
В управлении моем состоит имение помянутой госпожи моей Новосильского уезда в деревне Любовше, заключающее по 8 ревизии мужска пола 232 души; нигде не заложенное и принадлежащею к ним землею, но по неурожаю в прошлом году хлеба не имею никаких средств к обсеменению озимых полей до урожая 1841 года. Прошу средств на покупку семян…».
В прилагаемом свидетельстве Новосильского уездного суда говорится о том, что действительно за госпожой Тургеневой в Любовше числится 232 души мужского и 234 души женского пола. Распашной земли значится 800 десятин, сенокосной — 80 десятин, под лесом — 50 десятин, под поселением 50 десятин, неудобий — 20 десятин — всего 1000 десятин. «Имеется господское строение — флигель деревянный, крыт соломой, с принадлежавшими к нему службами и надворными строениями. Споров в отношении имущества нет, ареста нет тоже».
Подтверждает слова о «господском строении» запись в Покровской метрической церковной книге: «В сентябре 1850 года в деревне Любовша госпожи Тургеневой дворовая девка Надежда Стефанова родила дочь Пелагею», то есть в означенной деревне содержались жилые помещения, которые в любое время года могли принять под свою крышу господ, пожелавших приехать в отдаленное имение.
Что касается других помещиков по фамилии Лутовиновы, то кроме Варвары Петровны Лутовиновой-Тургеневой в Судбищенском крае, в сельце Селиванец, находились владения губернской секретарши Екатерины Николаевны Лутовиновой. В 1850 году за ней значилось 88 ревизских душ мужского пола.
В деревне Ивановской хозяйничал землевладелец Африкан Иванович Лутовинов.
Любовша — тургеневская
С января 1851 года в метрических книгах Покровской церкви села Судбищи регулярно и довольно часто упоминается имя приходского помещика Судбищенской Покровской церкви, владельца деревень Любовши и Лутовиново Ивана Сергеевича Тургенева.
Полагаю, что и эта информация не нова, в том числе и для моих земляков из Судбищ, Хомутово, Залесного, Михайловского, но думаю, что для многих из них явится приятным сюрпризом один крайне любопытный документ, обнаруженный нами в фондах Государственного архива Орловской области (ГАОО) с автографом Ивана Сергеевича Тургенева. Официальная бумага, подписанная лично И. С. Тургеневым, адресована старосте любовшинского имения, по наследству перешедшего к И. С. Тургеневу от его матери.
Прежде чем привести содержание этого документа, попробую коротко и популярно объяснить, что такое деревня Любовша. Ибо до сих пор даже маститые исследователи путают эту сравнительно маленькую деревушку с крупнейшим селом Верхняя Любовша, которое располагается в среднем течении речки Любовши. В наши дни в этом регионе иногда можно услышать (особенно после одной газетной публикации), что всемирно известный классик русской литературы Иван Тургенев имел владения в селе Верхняя Любовша Ливенского уезда (ныне Краснозоренского района). Верхняя Любовша, Егорьевское тож, названо так для отличия от соседнего села Нижняя Любовша, Покровское тож. Лично мне неизвестны факты какой-либо причастности Тургенева к селу Верхняя Любовша, Егорьевское тож.
Деревня Любовша же (Судбищенско-Новосильская) располагалась в верхнем течении одноименной реки. Когда-то речка начиналась в трех-четырех верстах выше этого населенного пункта, а сегодня самая главная водная артерия Новодеревеньковского района вытекает из заболоченного озерца-лужицы, кугу и тростник которого могли бы видеть из своих окон жители ныне несуществующего селения под названием Любовша.
Из реестра уникальных документов архивного фонда Орловской области мы хорошо знаем, что запись в книге духовных завещаний, раздельных и других актов Мценского уездного суда В. П. Тургеневой о предоставлении в вечное потомственное владение своему сыну И. С. Тургеневу имения в Новосильском уезде Тульской губернии (тоже есть автограф И. С. Тургенева) была сделана 16. 08. 1850 года.
Сразу же после получения наследства Ивану Сергеевичу Тургеневу пришлось давать кое-какие распоряжения по хозяйству. В частности, надо было срочно переоформить доверенность любовшинскому старосте на управление означенным имением в Судбищенской волости. Содержание данного документа, можно сказать, стандартное. Подобные деловые бумаги по шаблону лихо составлялись штатными писарями, нам же очень важна подпись, собственноручно сделанная рукою И. С. Тургенева…
«Староста Павел Дорофеев.
По случаю производства в сем году 9-й народной переписи поручаю тебе, составив по имению моему, состоящему в Тульской губернии, Новосильского уезда, в деревне Любовше Ревизскую сказку и за твоим подписом представить таковую в Новосильскую ревизскую комиссию и полученную в представление оных квитанцию доставить ко мне, в чем я тебе верю и что ты по сему законно учинишь, спорить и прекословить не буду.
Господин твой, коллежский секретарь, Иван Серегеев сын Тургенев.
Что доверенность сия дана господином Тургеневым старосте Павлу Дорофееву и рукою господина Тургенева подписана, в том удостоверено — подпоручик Василий Ростовцов.
В том же свидетельствую — коллежский секретарь Александр Иванов сын Якушкин.
Октября дня 1850 года.
Сия доверенность принадлежит старосте господина Тургенева деревни Любовши Павлу Дорофееву».
Как вы уже заметили, в документе нет даты. Очевидно, она выцвела. Скорее всего, запись была сделана 1 или 2-го октября. Потому, что 7 октября 1850 года, любовшинский староста Павел Дорофеев от имени своего господина направил в уезд уже свою бумагу…
«7 октября 1850 года.
В Новосильскую уездную Ревизскую комиссию, по доверенности от коллежского секретаря Ивана Сергеевича Тургенева, старосты его Павла Дорофеева
Объявление.
На основании Манифеста о 9-й народной переписи составлены мною в двойном числе ревизские сказки о людях, состоящих за означенным доверителем и помещиком моим в деревне Любовше, при сем, имею честь представить и покорнейше просить в принятии оных выдать квитанцию.
К сему объявлению староста господина Тургенева Павел Дорофеев, а за неграмотством его по его личному прошению вольноотпущенный госпожи Львовой дворовый человек Кузьма Николаев Леберев руку приложил».
(Продолжение следует.)
Григорий Лазарев, краевед, заслуженный работник культуры РФ.