Малому бизнесу — большую дорогу. И мало не покажется

На прошедшей неделе и областная, и городская власти поспешили провести мероприятия, чтобы показать «наверху» и «внизу», как они выполняют указания президентов РФ. Стоило Путину и Медведеву акцентировать внимание на бесправном положении малого и среднего бизнеса, как тут же, 11 апреля, в областной администрации прошло большое совещание под председательством Е. С. Строева. Речь, правда, в основном велась о промышленности и сельском хозяйстве. А на орехи досталось в первую очередь, как и следовало ожидать, мэрии г. Орла.

Чтобы показать всему свету, как областная власть заботится о малых предпринимателях, председатель Коллегии Орловской области 17 апреля даже подписал постановление «Об освобождении от арендной платы субъектов малого предпринимательства». На целых два года! Вот это утерли нос всяким там критиканам!

Но при внимательном прочтении постановления выясняется, что от арендной платы освобождаются только те субъекты малого предпринимательства, которые арендуют «недвижимое имущество государственной собственности Орловской области». Тут даже несведущему человеку становится понятен «освободительный» ход конем. Ведь если и осталось в госсобственности области какое-либо недвижимое имущество, то оно давно уже прибрано к рукам (хоть и под видом аренды) известным кругом лиц. Но при этом и перед правительством о «заботе» можно отчитаться, и свой круг материально порадовать.

А в пятницу, 18 апреля, уже администрация города Орла в своем большом зале провела конференцию по проблемам малого и среднего бизнеса. Тоже собралось достаточно много народа, но в первых рядах сидели не предприниматели, а главы районов с заместителями, депутаты горсовета и работники аппарата. Вел конференцию Б. К. Кичкин, начальник управления экономического развития и торговли. Увидев его, я сразу вспомнил, что год назад, в марте 2007 года, он докладывал на сессии Орловского горсовета о «Долгосрочной целевой программе развития и поддержки предпринимательства в городе Орле на период до 2010 года». 29 марта того года данная программа была принята в виде решения горсовета. Так что можно было делать сравнения между тем, что планировалось, и что сделано, хотя бы за прошедший год.

Впрочем, данная программа ни разу на конференции не упоминалась. Мэр А. А. Касьянов просто сообщил о том, в каком состоянии сейчас находится малый и средний бизнес, приведя несколько показательных цифр. Они таковы: в 2007 году этим сектором городской экономики было произведено 15 процентов общего объема товаров и услуг, перечислено в бюджет города 193 млн. руб. (что на 10 млн. меньше предыдущего года). В то же время 93 процента муниципальных заказов получил означенный сектор. Как мне показалось, мэр в своей речи старательно обходил острые углы, и даже о недавнем инциденте с рыночными торговцами отозвался уклончиво: типа, нам удалось снять эту напряженность. В целом же выступление Касьянова прозвучало как приглашение к откровенному и серь-езному разговору.

Первой серьезный разговор продолжила Ольга Григорьева, исполнительный директор орловского регионального отделения «Опоры России». Она подвергла сомнению успешность развития малого и среднего бизнеса, сообщив о том, что с 2005 года количество МП в Орле замерло на одном уровне. Из 8 тысяч индивидуальных предпринимателей, которыми козыряют городские власти, подавляющее большинство — это рыночные торговцы, которые по сути ничего не производят. Желающих начать свое дело в Орле очень мало, подтверждают это и результаты соцопроса среди студентов: только 2,5 процента из них хотели бы заняться бизнесом. (Зато ежегодно из семи тысяч выпускников одна тысяча сразу идет на биржу труда.)

Ольга Валентиновна, назвав далее причины такой неоптимистической ситуации, даже сказала: «Есть опасность, что эту тему просто заболтают». И действительно, добавим от себя, болтологии на означенную тему стало много. Вот, например, в той же «долгосрочной целевой программе», упомянутой выше, планировалось создание так называемых бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей. Из речи Григорьевой и других выступавших следовало, что к их созданию никто и не приступал. Или взять проблему информационной и правовой поддержки, также записанную в Программе, — и о ней снова говорили как о нерешенной проблеме.

О том, как трудно нынче начать свое дело, рассказал и следующий выступающий — представитель молодежного бизнес-клуба Александр Гришин. Он внес конкретные предложения по поддержке «молодых и малых», обращаясь к городской власти. Предложения животрепещущие: предоставить за счет городского бюджета некоторые льготы для получения кредита, выделить квоту в арендуемых муниципальных помещениях, создать единый информационный ресурс (возможно, на базе горадминистрации). Мне показалось, что речь молодого бизнесмена вызвала скептические улыбки в зале. Особенно когда он говорил насчет муниципальных помещений. Это же такое богатство, которое никто не отдаст просто так, за красивые глаза, пусть и светящиеся бизнес-оптимизмом.

В этой связи сразу вспомнились решения горсовета о передаче больших, просто огромных площадей в Доме моды (у автовокзала) прокуратуре и следственному комитету. Вот кто у нас в первую очередь имеет право на муниципальные помещения! А бизнесмены, даже опытные и состоявшиеся, вынуждены «эвакуироваться» оттуда. И обращения в городскую администрацию не помогают. Что уж говорить о «желторотиках»! Им остается один путь — искать коммерческую аренду и ужиматься до минимума, сравнимого с двумя кладбищенскими «квадратами».

Предприниматель Валерий Иванов, занимающийся частным промышленным производством с 1986 года, поведал собравшимся, насколько тяжело, по сравнению с торговлей, вести дела в его сфере. Тут и нежелание банков предоставлять долгосрочные кредиты, и отсутствие в городе высококвалифицированных кадров, и многое другое. Если бы я был начинающим бизнесменом, решающим, «делать бы жизнь с кого», то наверняка бы решил, что в промышленность соваться не следует ни в коем случае. По крайней мере, без «мохнатой руки» или, как сейчас говорят, «бизнес-ангела», там делать нечего.

А вот другой опытный предприниматель — Сергей Труфанов, директор ремонтно-строительной компании, не стал описывать свои проблемы, но предъявил некоторые претензии персонально к горадминистрации. Речь шла о конкурсах по размещению муниципальных заказов. Объявления о конкурсах размещаются в каких-то малотиражных СМИ, это раз. А во-вторых, выигрывает их только тот, кто предлагает наибольшую скидку, без учета всех остальных условий. Между прочим, Сергей Анатольевич — не первый, кто поднимает такой вопрос. Даже сами депутаты горсовета (на заседании Северной территориальной группы, в частности) возмущались тем, что тендер на асфальтирование улиц выигрывают частные лица, у которых нет ни одной единицы техники. Зато они предлагают самую низкую стоимость работ, и горадминистрации этого условия вполне хватает. Затем депутаты хватаются за голову от увиденного «качества» работы.

Сергей Труфанов предложил в связи с этим создать специальную комиссию для «справедливого распределения заказов» и «отслеживания технологических процессов». Давно надо было это сделать, как только начались муниципальные конкурсы. А они появились, если мне не изменяет память, еще в 2005 году. Значит, опять налицо одна «говорильня».

Я не буду перечислять и цитировать всех ораторов, выходивших на трибуну. Общий рефрен был таков: малому бизнесу сейчас выжить гораздо труднее, чем десять лет назад, а власти практически ничего не предпринимают, чтобы облегчить тяготы данной сферы экономики. Практически люди, решившие самостоятельно добывать кусок хлеба, предоставлены сами себе, да еще и испытывают немалый пресс со стороны всевозможных государственных органов. Все благие намерения, задекларированные в многочисленных указах, постановлениях и программах, основной проблемы не решают. Нет политики государственного протекционизма.

Появится ли она, эта политика? Если учитывать широко разрекламированную преемственность высшей власти, то, получается, малому бизнесу, как и в прежние восемь лет, ничего не светит. Собственно, даже в той Долгосрочной целевой программе, которая здесь упоминалась не раз, заложены совершенно несерьезные ориентиры: численность работающих на малых предприятиях увеличить к 2010 году с 20,3 до 21,8 тысяч, количество самих малых предприятий увеличить на 55 штук, а число индивидуальных предпринимателей поднять аж на 2 процента! При таких минимальных контрольных цифрах и поддерживать никого особо не надо: жизнь и так свое возьмет, ростки сквозь городской асфальт пробьются. А потом органы власти снова соберут конференцию и похвалятся достигнутыми результатами. И мы, дескать, пахали.

Александр Сухнёв.

самые читаемые за месяц